Рис. 3.10. Комбинация приборов: 1 - контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 2 - контрольная лампа включения стояночного тормоза; 3 - контрольная лампа недостаточного давления масла; 4 - контрольная лампа положения воздушной заслонки (только для карбюраторных двигателей); 5 - контрольная лампа включения габаритного света; 6 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 7 - тахометр; 8 - контрольная лампа включения левых указателей поворота; 9 - контрольная лампа включения правых указателей поворота; 10 - спидометр; 11 - сигнальная лампа резерва топлива; 12 - указатель уровня топлива; 13 - суммирующий счетчик пройденного пути (одометр); 14 - контрольная лампа включения дальнего света; 15 - контрольная лампа включения аварийной сигнализации; 16 - сигнальная лампа состояния рабочей тормозной системы; 17 - счетчик суточного пробега; 18 - контрольная лампа «CHECK ENGINE» (ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ)
Комбинация приборов позволяет легко контролировать работу важнейших узлов и систем автомобиля.
С помощью контрольно-измерительных приборов водитель оценивает готовность машины к поездке и ее состояние в процессе движения, получает информацию о запасе топлива в баке и других параметрах, необходимых для безопасного и экономичного вождения автомобиля.
После пуска двигателя в комбинации приборов должны погаснуть все индикаторы (лампочки) красного цвета, за исключением индикатора, сигнализирующего о включении стояночного тормоза. Если в процессе движения при работающем двигателе на щитке приборов загорелась красная лампочка или указатель стрелочного индикатора «полез» в красную зону, то движение необходимо немедленно прекратить до выявления неисправности.
В связи с разнообразием расположения сигнализаторов и указателей в комбинации приборов далее рассмотрим комбинацию не какого-либо конкретного автомобиля, а ее составляющие, имеющиеся на панели большинства машин.
Спидометр и одометр
Спидометр позволяет водителю контролировать скорость движения. На отечественных автомобилях его шкала проградуирована в км/ч, на ряде иномарок - в милях/ч или сразу в двух упомянутых измерениях.
Одометр указывает общий пробег автомобиля.
Счетчик суточного пробега
Этот прибор позволяет контролировать расстояние, пройденное автомобилем с момента последнего сброса показаний счетчика на ноль.
Сброс показаний предыдущего пробега обычно производится нажатием на кнопку, расположенную рядом с табло.
Спидометр, одометр и счетчик суточного пробега не являются потребителями электроэнергии, так как приводятся в действие механически от коробки передач с помощью гибкого вала. Однако освещающие их лампы - это, конечно же, потребители электричества.
Тахометр
С помощью тахометра водитель может контролировать частоту вращения коленчатого вала двигателя. Шкала тахометра обычно градуируется в тысячах или сотнях оборотов в минуту. Шкала тахометра разделена на три части: первая - зона нормальной работы двигателя, вторая - зона повышенной частоты вращения коленчатого вала двигателя (чаще всего желтого цвета), третья - зона опасной частоты вращения коленчатого вала двигателя (чаще всего выделена красным цветом).
Если стрелка тахометра находится в зоне нормальной работы двигателя, это означает, что частота вращения коленчатого вала двигателя не превышает допустимого значения. При движении автомобиля показания тахометра постоянно изменяются.
Если стрелка тахометра находится в зоне повышенной частоты вращения коленчатого вала двигателя, это означает, что частота вращения коленчатого вала приближается к предельно допустимому значению. В таком режиме двигатель долго работать не может. При достижении стрелки тахометра этой зоны переключитесь на высшую передачу, если автомобиль оснащен коробкой передач с ручным переключением, или отпустите педаль акселератора, если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач.
Продолжительная работа двигателя при показаниях тахометра, соответствующих красной зоне опасной частоты вращения коленчатого вала двигателя, приведет к его поломке.
Современные автомобили оборудуются электронными системами, не позволяющими водителю, нажимающему на педаль газа, превысить безопасные оборрты.
Сигнализаторы, индикаторы и указатели
Ниже описаны сигнализаторы, индикаторы и стрелочные указатели, которые имеются на приборном щитке большинства автомобилей.
Сигнализаторы и стрелочные указатели своевременно дают информацию даже о сравнительно небольших отклонениях от нормальной работы агрегатов и систем автомобиля, предотвращая тем самым серьезные отказы, которые могут потребовать дорогостоящего ремонта и замены деталей. Внимательное наблюдение за сигнализаторами и стрелочными приборами способствует безопасной эксплуатации автомобиля. Световые сигнализаторы включаются, когда какое-либо устройство или система автомобиля начинает функционировать ненормально. В отличие от этого индикаторы просто подтверждают, что какая-либо система или устройство автомобиля находится во включенном состоянии. Некоторые индикаторы и сигнализаторы загораются на короткое время при включении зажигания. Это специально предусмотрено для контроля исправности этих индикаторов и сигнализаторов. Стрелочные указатели позволяют контролировать работу систем и агрегатов автомобиля и сразу же заметить отклонения от нормы. На некоторых автомобилях сигнализаторы и стрелочные приборы заменяют друг друга.
Сигнализатор неисправности тормозной системы
Тормозная гидравлическая система автомобиля имеет два независимых контура.
В случае отказа одного из контуров второй контур позволит водителю затормозить (но с меньшей эффективностью) и остановить автомобиль.
Включение при работающем двигателе рассматриваемого сигнализатора информирует о какой-либо неисправности, возникшей в тормозной системе, в результате которой уровень тормозной жидкости стал ниже допустимого значения.
Сигнализатор разряда аккумуляторной батареи
Красный сигнализатор разряда аккумуляторной батареи должен загораться на короткое время при включении зажигания перед пуском двигателя.
Это предусмотрено для контроля исправности сигнализатора. После пуска двигателя сигнализатор должен выключиться. Если он не выключился или загорелся по время движения автомобиля, то система заряда аккумуляторной батареи вышла из строя. Причинами отсутствия заряда батареи могут быть слабое натяжение (обрыв) ремня привода генератора, выход из строя реле напряжения либо самого генератора. Эксплуатация автомобиля с горящим сигнализатором разряда аккумуляторной батареи приведет к выходу ее из строя.
Если же вы вынуждены продолжать движение с включенным сигнализатором, то для того, чтобы снизить нагрузку на аккумуляторную батарею, отключите все дополнительные потребители электроэнергии (магнитолу, кондиционер, вентилятор и т.п.). На некоторых автомобилях для контроля заряда аккумуляторной батареи установлен амперметр или вольтметр.
Индикатор включения стояночного тормоза
Загорается красным светом, если автомобиль заторможен стояночным тормозом.
На ряде автомобилей такой индикатор отсутствует и при включении стояночного тормоза загорается индикатор неисправности тормозной системы (рассмотрен выше), подсказывающий, что начинать движение на «ручнике» нельзя.
Сигнализатор недостаточного давления масла
Загорается красным светом при недостаточном давлении масла в системе смазки.
В противном случае двигатель может перегреться, заклинить или даже загореться. Выход из строя двигателя из-за невнимательного отношения к контролю уровня и давления масла может потребовать дорогостоящего ремонта.
Индикатор включения габаритного света
Загорается зеленым светом при включении наружного освещения.
Индикатор включения дальнего света фар
При включении дальнего света фар загорается синим светом.
Индикатор указателей поворота
Загорается зеленым мигающим светом при включении указателей и повторителей поворота.
Индикатор прикрытия воздушной заслонки карбюратора
Загорается оранжевым светом при включении зажигания и вытянутой рукоятке управления воздушной заслонкой на автомобилях с карбюраторным двигателем.
Индикатор «CHECK ENGINE» (ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ)
Устанавливается на панели приборов автомобилей с инжекторными двигателями. Кратковременно загорается желтым светом при включении зажигания, а при обнаружении неисправности горит постоянно или мигает.
Стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя
Позволяет контролировать температуру охлаждающей жидкости двигателя.
Шкала указателя отечественных автомобилей проградуирована в градусах Цельсия, а ряда иномарок - в градусах Фаренгейта.
Если стрелка прибора будет приближаться к красной отметке шкалы, это укажет на перегрев двигателя. В такой ситуации следует немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Проверьте герметичность системы охлаждения, работу вентилятора и термостата. Остерегайтесь ожогов горячей охлаждающей жидкостью!
Стрелочный указатель уровня топлива
Прибор показывает уровень топлива в баке.
Для получения более полной информации об остатках топлива предусмотрен световой индикатор желтого цвета, указывающий на то, что в баке лишь небольшой запас топлива и срочно необходима заправка.
Владельцу автомобиля нужно иметь в виду следующие особенности работы указателя уровня топлива, с которыми он может встретиться на практике.
Указатель уровня топлива работает с определенной погрешностью. Это надо учитывать при заправке автомобиля. Например, если стрелка указателя находится в середине шкалы на отметке «1/2» на самом деле топлива в баке может быть несколько больше или меньше, чем половина его вместимости. Поэтому при дозаправке в бак может войти немного больше или меньше топлива, чем вы ожидаете.
Показания прибора могут немного изменяться при остановке на уклоне, во время прохождения поворотов, при разгонах и торможениях автомобиля.
Дополнительное оборудование
Дополнительное оборудование современного автомобиля многофункционально и разнообразно. Однако практически в каждом автомобиле установлено следующее дополнительное оборудование:
- отопитель салона;
- омыватели стекол;
- стеклоочистители;
- устройство обогрева заднего стекла.
Кроме того, возможна установка кондиционеров, омывателей и очистителей фар, электростеклоподъемников, маршрутных (бортовых) компьютеров, электроприводов регулировки зеркал, сидений и т.д.