Производственные помещения
Конструкцией элементов и структурой производственной базы региона, приспособленной к условиям низких температур, обеспечиваются необходимые условия для безопасного и производительного труда с высоким качеством выполнения технического обслуживания (ТО), ремонта и хранения подвижного состава. Температура воздуха в помещениях обеспечивается на уровне 18...20°C. Для устранения интенсивного поступления холодного воздуха в производственные помещения ворота обустроены тамбурами или тепловой защитой, а в районах холодного климата — и тамбурами и тепловой защитой. Все производственные подразделения следует размещать в одном корпусе или соединять между собой переходами для исключения выхода на улицу рабочих в легкой спецодежде при низких температурах наружного воздуха.
Для автомобилей, направляемых в зоны технического обслуживания и ремонта, предусматриваются посты ожидания в закрытых отапливаемых помещениях в количестве для поточных линий ТО — по одному для каждой поточной линии; для индивидуальных постов ТО, диагностирования и ТР — 20% количества рабочих постов.
При мойке автомобилей, направляемых на техническое обслуживание или ремонт, особое внимание уделяется мойке снизу, чтобы удалить все химические вещества с поверхности деталей автомобилей. После мойки автомобили тщательно просушивают. Автомобили, поступающие на посты технического обслуживания и ремонта, имеют температуру в производственном помещении на уровне 18...20°C. Специализированные посты технического обслуживания и ремонта напольного типа оснащены комплексом оборудования для механизации трудоемких процессов.
Высота помещений зон технического обслуживания и ремонта подвижного состава обеспечивает возможность проведения этих работ на специализированных постах напольного типа. Производственное и инженерное оборудования зданий и сооружений, размещенные вне производственных зданий, приспособлены для технического обслуживания и ремонта в условиях низких температур (обеспечены свободный доступ к местам технического обслуживания и ремонта, а также легкосъемность элементов для проведения этих работ в закрытых помещениях).
Применяются различные способы хранения автомобилей: на открытой площадке, под навесом, в неотапливаемом закрытом помещении и в отапливаемом закрытом помещении.
Системы отопления и вентиляции стоянок в закрытых помещениях обеспечивают возможность регулирования температур воздуха внутри помещения стоянки. После возвращения холодных автомобилей с линии температура в помещении стоянки поддерживается не ниже 18...20°C для высыхания автомобилей, а затем температура снижается до 5°C. Конструкция крыши зданий обеспечивает возможность механизированной уборки снега. Для районов холодного климата предусмотрено тройное остекление окон.
Безгаражные стоянки
Конструкция безгаражной стоянки обеспечивает возможность механизированной уборки территории в холодное время года. Конструкции оборудования для уборки стоянок автомобилей обеспечивают надежный пуск установок при температурах наружного воздуха минус 60°C. Они надежны в работе, экономичны, электро-, взрыво- и пожаробезопасны, не оказывают вредного действия на окружающую среду.
При разогреве двигателей горячая вода максимально приближена к месту стоянки автомобилей. Температура воды на выходе из раздаточных кранов не ниже 90°C. При использовании агрегатов для нагревания воды (водогреек) обеспечена возможность применения различных видов топлива (твердого, жидкого и газообразного). Обеспечена надежность розжига горелки за время, не превышающее 10 мин, при температурах наружного воздуха до минус 60°C, надежность в работе и безопасность при неблагоприятных погодных условиях (ветре, снежной пурге и др.), полное сгорание топлива.
При использовании электрической энергии для разогрева или подогрева двигателей и других агрегатов автомобилей применяется напряжение 220 В с обеспечением надежного заземления электронагревателей. Для межсменного подогрева двигателей могут применяться электродные электроподогреватели. Теплообменник электронагревателя подключается непосредственно к рубашке охлаждения блока двигателя и при возможности располагается под днищем масляного поддона картера двигателя.
Предусмотрена автоматизация процесса подогрева двигателей с системой сигнализации, подключенной к пульту управления. При межсменном подогреве двигателей обеспечивается периодическое выключение электронагревателей при достижении установленной температуры. Датчик температуры установлен в рубашке охлаждения блока контрольного двигателя.
Электронагреватели могут быть установлены как непосредственно на автомобиле так и на автомобиле-месте стоянки с последующей их установкой на автомобилях после возвращения с линии. В проектах стоянок с электроподогревом автомобилей используется модульный принцип с типоразмерными рядами и конструктивными решениями элементов применяемого оборудования. Типоразмерный ряд электронагревателей мощностью от 0,5 до 3,0 кВт охватывает все типы и модели автомобилей и климатические условия эксплуатации.
При использовании газовых горелок инфракрасного излучения для предпускового разогрева или подогрева двигателей, а также тепловой подготовки других агрегатов автомобилей при низких температурах обеспечена возможность использования как сжатого природного газа, так и сжиженного газа. Излучатели газовых горелок металлические. Они обеспечивают легкость розжига горелки, устойчивое и полное горение их при температурах до минус 60°C и скорости ветра до 25...30 м/с.
Теплообменник с газовой горелкой инфракрасного излучения подключается непосредственно к рубашке охлаждения блока двигателя и располагается при возможности под днищем масляного поддона картера двигателя. Предусмотрена автоматизация процесса подогрева двигателей и сигнализация о работе газовой горелки с подключением их к пульту управления. Газовая горелка инфракрасного излучения подключена к газопроводу и устанавливается на автомобиле только после возвращения его с линии.
Перед выездом автомобиля на линию газовая горелка снимается с автомобиля и размещается в шкафу.
В проектах стоянок с газовыми горелками инфракрасного излучения применяется модульный принцип с использованием типоразмерных рядов и соответствующих конструктивных решений оборудования. Типоразмерный ряд газовых горелок инфракрасного излучения с тепловой мощностью от 1000 до 3000 Вт охватывает все типы и модели подвижного состава и климатические условия.
При использовании горячего воздуха для тепловой подготовки автомобилей к работе после межсменной стоянки в первую очередь обеспечивается эффективное использование тепла, подводимого к двигателю и другим агрегатам, а также снижение потерь тепла в окружающую среду. В конструкции воздухонагревательных установок, работающих на жидком нефтяном или газовом топливе, обеспечивается надежность пуска установки за время не более 10 мин работы ее при неблагоприятных погодных условиях, пожарная безопасность и полное сгорание топлива при температурах наружного воздуха до минус 60°C.
Температура и количество воздуха, выходящего из первого и последнего окон воздуховода в единицу времени, отличаются не более чем на 5...10%; обеспечивается равномерный подвод тепла к двигателю. Температура горячего воздуха не приводит к разрушению шин и других резинотехнических изделий. Предусмотрена автоматизация процесса подогрева автомобилей горячим воздухом и сигнализация о работе установки, подключенная к пульту управления. При межсменном подогреве обеспечивается периодическое выключение установки при достижении установленной температуры в системе охлаждения двигателей. Температурный датчик установлен на контрольном двигателе.
В проектах стоянок с воздухоподогревом автомобилей используется модульный принцип с типоразмерными рядами и соответствующими конструкциями оборудования.
Производственная база (ПБ) региона формируется на принципах специализации, концентрации и кооперирования производства в результате создания сети централизованных специализированных производств, производственно-технических комбинатов по централизованному обслуживанию и ремонту автомобилей и их агрегатов, развития модульной системы технического содержания автомобилей, предусматривающей организацию промышленных и эксплуатационных филиалов с последующим созданием на этой основе регионального комплекса, работающего на договорной основе с транспортно-эксплуатационными предприятиями.
Производственная база развивается на основе модульного принципа в соответствии с прогрессивными формами организации, управления и. технологиями производства ТО, ремонта и хранения подвижного состава, комплексно по всем ее элементам (зданиям, сооружениям, оборудованию и др.) и в соответствии с региональными схемами перспективного развития на основе реализации программ (планов) кооперации и специализации производства по ТО и ремонту.
Основным показателем, характеризующим модульный принцип, является производственная программа. Для одного числа автомобилей, работающих в различных условиях эксплуатации, производственные программы ТО и ремонта отличаются в 3...4 раза (рис. 22). Выполнение диапазона производственных программ обеспечивается изменением числа смен работы и числа рабочих.
Рис. 22. Годовая трудоемкость технического обслуживания автомобилей на предприятии: а — ТО-1: б — ТО-2; 1 — легковой автомобиль ГАЗ, умеренный климатический район, lсс=100 км; 2 — то же, очень холодный климатический район, lсс=300 км; 3 — автобус РЛФ, умеренный климатический район, lсс=100 км; 4 — то же, очень холодный климатический район, lсс=300 км; 5 — грузовой автомобиль УАЗ, умеренный климатический район, lсс=100 км; 6 — то же, очень холодный климатический район, lсс=330 км
Типоразмерные ряды модулей ТО и ремонта охватывают все технологически совместимые группы подвижного состава и условия их эксплуатации в регионе. Для каждого диапазона производственных программ типоразмерного ряда разрабатываются соответствующие технологические процессы, формы организации производства, необходимое оборудование и подбирается соответствующая модульная секция. Каждый вид технологического оборудования, предназначенного для выполнения конкретного вида работ ТО или ремонта, имеет по производительности типоразмерный ряд, при этом производительность конкретного вида технологического оборудования определяется производительностью основного оборудования, в свою очередь определяющего призводственную программу модуля ТО и ремонта или модульного комплекса.
При этом обеспечиваются следующие требования: производство работ ТО и ремонта и заданным качеством и вероятностью их выполнения в требуемый период времени, с заданными ограничениями на размеры затрат и расстояния доставки подвиж-ного состава и соблюдением заданной средней продолжительности пребывания подвижного состава в обслуживающей зоне; функционирование производства с минимальными эксплуатационными затратами и перемещениями работающих и орудий труда; ритмичность, синхронность работы производств по ТО и ремонту на рабочих постах и поточных линиях методами оперативного управления, накоплением подвижного состава и оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей и т. п.; возможность рационального использования ПБ в условиях применения различных форм организации производства (концентрации, специализации и кооперирования), а также вывода части мощности ПБ для выполнения ТО и ремонта в местах временного размещения подвижного состава вне основной базы; пожарная безопасность на предприятиях.
Элементы производственной базы (модули и модульные комплексы) соответствуют функциональному назначению и конструктивным особенностям подвижного состава. В них обеспечивается пропорциональность и сопряженность мощностей, возможность создания резервных мощностей (пропускной способности) для выполнения ТО и ремонта подвижного состава при сезонных и других колебаниях объемов работ, а также многоцелевого использования производственных площадей, гибкость планировочных решений для организации без перестройки ПБ ТО и ремонта подвижного состава с новыми конструктивными особенностями или выполнения других работ, а также возможность размещения типовых поточных технологических процессов. Исключается повреждающее (разрушающее) действие сопутствующих технологическим процессам факторов на строительные конструкции и сооружения (наезды подвижного состава, вибрация, агрессивные вещества и т. п.).
При проведении работ по реконструкции или строительству элементов (модулей) производственной базы обеспечивается соблюдение модульного принципа в строительстве и требований строительной индустрии региона в части использования местных строительных материалов и конструкций, материале- и ресурсосбережения. Обеспечивается создание условий для безопасного и экономичного ведения строительных работ, сокращения затрат на них и соблюдение архитектурных требований при застройке земельных участков и цветовой отделке интерьеров.
Исключается или ограничивается выделение в окружающую среду вредных веществ, излучений. Ограничиваются уровни шума и вибрации в источниках их образования и обеспечиваются меры по снижению их (глушению) на путях распространения для исключения вредного воздействия шума и вибрации. Предусматривается широкое применение устройств (автономных или встроенных в технологическое оборудование или подвижной состав) для сбора, очистки, дожигания или других мер нейтрализации вредных веществ.
Конструкции элементов ПБ (производственных модулей) обеспечивают возможность блокировки их с другими модулями, наращивания производственной мощности предприятия при его реконструкции. Производственные модули ежедневного обслуживания (ЕО), ТО-1, ТО-2, текущего ремонта (ТР) и специализированных производств (цехов, участков) могут быть размещены в отдельных зданиях, помещениях (модульных секциях) или блокированы между собой. В модулях ЕО применяют тупиковые или проездные посты при числе ежедневных обслуживании в смену менее 50. При числе ежедневных обслуживании в смену 50 и более в модуле ЕО применяют поточные линии с конвейерами периодического или непрерывного действия, установками для механизированной (автоматизированной) мойки автомобилей, средствами механизации и автоматизации уборочных работ, заправочных работ, сушки и санитарной обработки подвижного состава, а также очистными сооружениями с системами оборотного водоснабжения. Предусмотрена возможность мойки автомобилей нагретой водой и сушки горячим воздухом.
Для контрольно-диагностических работ ЕО подвижного состава применяется высокопроизводительное и надежное в работе диагностическое оборудование (стенды для экспресс-диагностирования). Посты моечных работ изолированы, а в условиях холодного и очень холодного климатических районов не размещаются у наружных стен. ПБ ежедневного технического обслуживания приспособлена для санитарной обработки автомобилей. При организации хранения подвижного состава в межсменное время на отдельно расположенной территории ПБ ежедневного технического обслуживания располагают на той же территории. Схема организации технологического процесса ЕО подвижного состава приведена на рис. 23.
Рис. 23. Схема организации технологического процесса ЕО подвижного состава: АЗС — топливозаправочная станция; КПП — контрольно-пропускной пункт; ТР —текущий ремонт
Производственные модули ТО-1, ТО-2, ТР оснащены оборудованием напольного типа, контрольно-диагностическим оборудованием и другими средствами механизации работ. В зависимости от производственной программы конкретные модули ТО-1, ТО-2, ТР и специализированных производств входят в состав автотранспортных предприятий или централизованных специализированных производств, производственно-технических комбинатов и промышленных филиалов.
В модулях ТО-1 применяется один или два универсальных поста при числе обслуживаний в смену менее 12. При большем числе обслуживаний ТО-1 выполняется на поточных линиях (рис. 24). В модулях ТО-2 применяется один или два универсальных поста при числе обслуживаний в смену менее пяти. При большем числе обслуживаний ТО-2 выполняется на поточных линиях (рис. 25). Смазочные работы при ТО-1 и ТО-2 выполняются на отдельных постах.
Рис. 24. Схема организации технологического процесса ТО-1 подвижного состава: а — в автротранспортном предприятии; б — в эксплуатационном филиале (эксплуатационном модульном комплексе); в — в промышленном филиале (техническом модульном комплекте; Д-1, Д-2 — диагностические проверки (условные обозначения те же, что и на рис. 23)
Рис. 25. Схема организации технологического процесса ТО-'2 подвижного состава: а — в автотранспортном предприятии; б — в промышленном филиале (техническом модульном комплексе). (Условные обозначения те же, что и на рис. 23)
Суточное число технических обслуживаний на автотранспортном предприятии (в модуле или модульном комплексе) зависит от числа обслуживаемых автомобилей и условий их эксплуатации (рис. 26).
Рис. 26. Число технических обслуживаний автомобилей в сутки на предприятии: а — ТО-1; б — ТО-2; 1 — легковой автомобиль ГАЗ, умеренный климатический район, lcc=100 км; 2 — то же, очень холодный климатический район, lсс=300 км; 3 — автобус РАФ, умеренный климатический район, lсс=100 км; 4 — то же, очень холодный климатический район, lсс=300 км; 5 — грузовой автомобиль УАЗ, умеренный климатический район, lсс=100 км; 6 — то же, очень холодный климатический район, lсс=300 км
Модули постового текущего ремонта рассчитывают на один, два, три поста (универсальных или специализированных) в зависимости от производственной программы. Модули специализированных производств (цехов участков) по ТО и текущему ремонту агрегатов и узлов автомобилей, восстановлению деталей оснащают оборудованием, производительность которого соответствует заданной производственной программе.
Конструкция постов ТО-1, ТО-2, ТР и специализированных производств, а также их техническое оснащение обеспечивают следующее:
- создание условий для минимизации затрат (времени, труда, ресурсов) на подготовку поста для выполнения работ ТО и ремонта (постановка подвижного состава, его агрегатов и узлов на рабочий пост, приведение оборудования в рабочее положение, переналадка, присоединение устройств для отвода отработавших газов, подъем или опрокидывание подвижного состава, снятие его с поста и т. п.), проведение ТО или ремонта;
- создание на рабочем месте условий для высокопроизводительного и безопасного выполнения технологических процессов (механизация и автоматизация процессов ТО и ремонта, минимизация путей перемещения персонала и предметов труда, введение предохранительных устройств и средств для коллективной и индивидуальной защиты работающих, сигнально-предупредительной информации и т. п.);
- создание на рабочем месте (в рабочей зоне) номинальных санитарно-гигиенических условий труда с минимальными непроизводительными затратами трудовых, энергетических и материальных ресурсов; возможность проведения ТО и ремонта элементов ПБ.
На автотранспортных предприятиях, где эксплуатируются газобаллонные автомобили, в холодное время используются следующие посты:
- на открытой площадке (или под навесом) для проверки герметичности газовой аппаратуры и выработки газа из системы питания;
- под навесом для выпуска сжатого природного газа или слива сжиженного нефтяного газа, а также продувки баллонов негорючим (инертным) газом;
- для регулировки приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле, размещенные на отдельном специально оборудованном помещении, изолированном стенами от других помещений;
- специализированные для технического обслуживания и ремонта приборов газовой системы питания, снятых с автомобиля.
Рабочая одежда
Рабочая одежда применяется гигиеничная, эластичная (при низких температурах), легкая, прочная и удобная, не стесняющая движений и предохраняющая от простудных заболеваний во время пребывания в помещении и в кабине автомобиля без верхней одежды и при кратковременных выходах на улицу. Ткань, применяемая для одежды, воздухопроницаема, не садится во время стирки и чистки. Ткань для верхней одежды (полупальто, куртка, брюки) непромокаема и обладает ветрозащитными свойствами. Обувь не промокает, не разрушается под действием низких температур и нефтепродуктов, не теряет теплоизоляционных свойств, легко просушивается.
Рабочая одежда не является источником пыли из-за отщипления частичек от материала, сохраняет химическую стабильность при использовании дезинфицирующих препаратов.