В большинстве стояночных тормозов просто используются основные тормоза на задних колесах. Привод осуществляется тросиком, хотя некоторые автомобили оборудованы отдельным стояночным тормозом. Но можно встретить модели со стояночным тормозом на передних колесах.
В сборке типичного барабанного тормоза, тросик тянет приводной рычаг стояночного тормоза, прикрепленный к вторичной или ведомой тормозной колодке. Рычаг толкает разжимную планку, связанную с первичной или ведущей тормозной колодкой, прижимая колодки к тормозному барабану.
На моделях с задним дисковым тормозом, тросик стояночного тормоза прикреплен к рычагу на суппорте. Рычаг связан с приводным винтом, который вкручен в поршень суппорта. Когда применяется стояночный тормоз, рычаг поворачивает этот винт, выдавливая поршень и прижимая тормозные колодки к диску.
В других конструкциях стояночного тормоза используется рычаг, который при натягивании тросика воздействует на маленький толкатель, вкрученный в поршень суппорта. Этот толкатель выдавливает поршень из суппорта и применяет тормоз (см. иллюстрацию).
1.41. Компоненты типичного суппорта заднего дискового тормоза со стояночным тормозом шпиндельного типа
В других типах дисковых тормозов применяются отдельные тормозные колодки (меньше обычных), зажимающие диск при приведении в действие тросика стояночного тормоза (см. иллюстрацию). Эти колодки обычно настолько малы, что ни на что не годятся, кроме удержания неподвижного автомобиля, они почти бесполезны для замедления автомобиля в случае полной неисправности тормоза.
1.42. Общий вид механизма стояночного тормоза на Ягуаре. Саморегулируемые маленькие колодки управляются рычагом: 1. Управляющий рычаг; 2. Сборка крепежного элемента колодки; 3. Сборка защелки; 4. Регулировочная гайка; 5. Регулировочный болт; 6. Колодки стояночного тормоза
Еще один вариант - комбинация барабанного стояночного тормоза с дисковым задним тормозом (см. иллюстрацию).
1.43. Компоненты «барабанного» стояночного тормоза на заднем дисковом тормозе
Реже всего можно встретить стояночный тормоз, когда барабан помещен на выходном вале трансмиссии, а опорный щит и тормозные колодки закреплены в картере трансмиссии. Этот тип стояночного тормоза не используется изготовителями автомобилей уже в течение многих лет.