Независимо от типа применяемых на автомобиле тормозов, все они выполняют одинаковую работу: преобразуют кинетическую энергию движущегося автомобиля в другую форму энергии - тепловую. Это достигается трением вращающихся и неподвижных частей. Чем быстрее тормоза смогут поглотить и рассеять тепло, тем быстрее автомобиль остановится.
Существует несколько факторов, определяющих эффективность тормозов:
- а) Сила, с которой прижимаются тормозные колодки (больше давление = больше трение).
- b) Площадь фрикционных накладок (больше площадь — больше трение).
- c) Диаметр тормозного диска или барабана (больше диаметр = мощнее тормоз - подобно применению длинного рычага).
- d) Диаметр шин автомобиля (высокая шина действует подобно длинному рычагу - больше диаметр шины; мощнее тормоз)
- е) Коэффициент трения между тормозными колодками и диском или барабаном.
- f) Способность тормоза рассеивать тепло.
- g) Коэффициент трения между полем зацепления шины и дорожным покрытием.
Создать трение не вызывает проблем, но выделение тепла заставляет инженеров на протяжении многих лет постоянно искать способы улучшения эффективности торможения. Уже много лет назад тормоза были довольно эффективны при остановке движущегося с большой скоростью автомобиля, но эта эффективность сохранялась лишь в течение одного-двух применений тормозов, после чего в результате их нагрева сильно уменьшалось тормозное усилие. Из-за этого водителю приходилось сильнее жать на педаль, чтобы автомобиль продолжал замедляться.
Устанавливаемые на современных автомобилях тормоза более эффективны благодаря применению улучшенных материалов при изготовлении компонентов.