Вакуумметр
Вакуумметр (см. иллюстрацию) измеряет давление во, впускном коллекторе (в см рт.ст.). От степени разреженности в коллекторе зависит эффективность работы усилителя тормоза. Неподатливая тормозная педаль автомобиля, оборудованного вакуумным усилителем, обычно свидетельствует о поломке этого блока. Чтобы убедиться в этом, достаточно проверить вакуум во впускном коллекторе с помощью подобного прибора.
2.67. Вакуумметром измеряют давление воздуха во впускном коллекторе
Двухфункциональный насос
Ручной двухфункциональный насос (см. иллюстрацию) может как увеличивать давление, так и создавать вакуум, что позволяет проверить исправность узлов и блоков, приводимых вакуумом или избыточным давлением, типа усилителя тормоза.
2.68. Двухфункциональный насос может создавать вакуум или повышать давление, моделируя реальные условия эксплуатации проверяемых узлов или блоков
Торцевые фигурные переходники
Многие автолюбители испытывают растерянность и даже досаду, когда, занимаясь обслуживанием или ремонтом той или иной системы, они впервые сталкиваются с крепежной деталью с небольшой двенадцатиугольной звездообразной выемкой в шляпке. Такие детали называются торцевыми болтами/винтами под фигурную отвертку. Они все чаще используются в наши дни, особенно для крепления суппортов тормоза (см. иллюстрацию). Для их снятия обязательно нужно использовать подходящий торцевой фигурный переходник. Не пытайтесь открутить крепеж под фигурную отвертку универсальным гаечным ключом - Вы сорвете фаски детали и тогда уже действительно возникнет проблема!
2.69. На многих последних моделях суппорты тормоза крепятся торцевыми винтами под фигурную отвертку; для их снятия и установки можно использовать только подходящий переходник (см. иллюстрацию)
Разжимное устройство для тормозных колодок
При замене тормозных колодок, поршень (или поршни) суппорта необходимо втолкнуть внутрь, чтобы создать место для новых, более толстых колодок. На некоторых суппортах (скользящих, например) это можно сделать без снятия суппорта, с помощью обычной струбцины. На других суппортах (особенно многопоршневых) потребуется специальное разжимное устройство для тормозных колодок (см. иллюстрацию). Необходимо только открепить суппорт, стянуть его с тормозного диска, вставить инструмент между колодками и повернуть винт.
2.70. Разжимное устройство подобное этому, используется для вталкивания поршня в канал суппорта, чтобы создать место для новых тормозных колодок
Универсальный набор инструментов для работы с поршнями суппортов
Этот комплект (см. иллюстрацию) объединяет два типа приспособлений для вдавливания поршня в суппорт. Одно работает подобно инструменту, описанному выше. Другое предназначено для суппортов заднего дискового тормоза, поршни которых снабжены нарезными исполнительными механизмами стояночного тормоза. На этих суппортах поршни невозможно просто втолкнуть в отверстия, их нужно вкрутить туда.
2.71. Этот универсальный набор подходит для работы на самых разных суппортах и очень облегчают замену тормозных колодок, особенно на задних дисковых тормозах
Приспособление для работы с поршнями заднего дискового тормоза
В продаже есть другой инструмент для вталкивания поршней в суппорт заднего тормоза (см. иллюстрацию). Он пригоден для работы с поршнями шести различных разновидностей, что делает его почти универсальным.
2.72. Это приспособление для вдавливания поршня в суппорт заднего дискового тормоза, устроенное по принципу «шесть в одном», является недорогой альтернативой набора, показанного на иллюстрации 2.71
Приспособление для установки пылезащитного чехла суппорта
В принципе, без приспособления для установки пылезащитного чехла (см. иллюстрацию) при переборке суппортов можно обойтись, но он значительно облегчает процедуру установки чехла и уменьшает риск повреждения этой детали и самого суппорта. Использовать его можно только на чехлах с твердым внешним краем.
2.73. Этот инструмент поможет Вам аккуратно установить пылезащитные чехлы, имеющие стальной каркас по внешнему краю
Инструмент для снятия уплотнений
Если Вы сняли для переточки тормозные диски или барабаны, в которые вмонтированы ступицы, Вам необходимо очистить, а впоследствии повторно заполнить смазкой подшипники колес. На некоторых видах ступиц сальники подшипников очень трудно снимаются, вот тут-то и пригодится инструмент для снятия уплотнений (см. иллюстрацию).
2.74. Инструмент для снятия уплотнений, подобный этому, облегчит извлечение сальников
Приспособление для снятия/установки стяжных пружин
Для замены колодок барабанного тормоза Вам потребуется какой-нибудь инструмент для снятия/установки пружин (см. иллюстрацию). Подобные приспособления значительно упрощают задачу, экономя Ваши силы и нервы и оберегая Вас от травмы. В продаже есть широкий выбор этих инструментов, выберите тот, что подойдет для работы на Вашей модели.
2.75. Единственный способ правильно и аккуратно снять или установить стяжные пружины тормозных колодок - использовать подходящий инструмент
Клещи для снятия/установки стяжных пружин
Другой вид инструмента для снятия пружин совмещает целых три функции (см. иллюстрацию). Это - вероятно наиболее универсальный инструмент среди подобных, которым можно работать почти на любом автомобиле с барабанными тормозами.
2.76. Клещи для снятия/установки стяжных пружин, подобные этим, способны справиться с установкой самых тугих пружин практически на любом автомобиле
Инструмент для снятия пружин опорных стоек
Этот инструмент облегчает снятие пружин опорных стоек тормозных колодок и их опорных чашек. Встречаются его разновидности всевозможных форм и размеров (см. иллюстрацию). Просто установите инструмент на опорную чашку, толкните его вниз, поверните на 90° и ослабьте нажим - и чашка вместе с пружиной будут удалены.
2.77. Можно снять пружины опорных стоек колодок с помощью плоскогубцев, но если Вы не хотите терять время на ненужную возню, используйте для этого специальный инструмент
Инструмент для снятия скоб опорных стоек
Подобно инструменту для снятия пружин опорных стоек, это устройство упрощает снятие тормозных колодок барабанных тормозов. Оно пригодится тогда, когда на опорных стойках вместо пружин установлены скобы (см. иллюстрацию).
2.78. Если на опорных стойках колодок барабанных тормозов вместо пружин использованы скобы, используйте инструмент, подобный этому
Инструмент для регулировки положения колодок
Выпускается несколько форм этих инструментов, предназначенных для работы на различных типах барабанных тормозов, но все они используются для одной цели - чтобы через отверстие в опорном щите (или, на некоторых моделях, барабана) добраться до регулировочного колесика разжимной планки, повернуть его в нужную сторону и тем самым приблизить Или отвести колодки от барабана (см. иллюстрацию).
2.79. Существует специальный инструмент для регулировки барабанных тормозов (это можно сделать и отверткой, но конфигурация этого инструмента намного облегчает вращение регулировочного колесика)
Разжимное устройство для крепежных скоб тормозного цилиндра
Этот инструмент потребуется только владельцам автомобилей «Дженерал Моторс», желающим облегчить снятие колесных тормозных цилиндров (см. иллюстрацию).
2.80. Этот инструмент разжимает дужки крепежных скоб рабочего тормозного цилиндра на некоторых автомобилях фирмы «Дженерал Моторс»
Зажимы для шлангов
Зажимы для шлангов (см. иллюстрацию) являются очень полезными приспособлениями, если используются правильно. Установленный на шланг инструмент мягко пережимает его, не нанося повреждений и предотвращая потерю жидкости при отсоединении данного шланга. Они незаменимы, когда надо снять главный цилиндр на автомобилях, оборудованных отдельно стоящим питательным бачком.
2.81. Эти зажимы пригодятся тогда, когда потребуется пережать шланги тормозной гидросистемы
Предупреждение: Эти зажимы ни в коем случае не следует перетягивать, кроме того, их НЕЛЬЗЯ использовать на гибких напорных тормозных трубках, идущих, например, к суппортам или колесным тормозным цилиндрам.
Хон для тормозных цилиндров
Этот инструмент используется в процессе переборки главного или колесных тормозных цилиндров (см. иллюстрацию). Его обильно смазывают тормозной жидкостью и плавно перемещают от конца к концу цилиндра с определенной скоростью. В результате стенки цилиндра избавляются от затертых до глянца мест и гребней, образованных перемещением манжет поршня, и их поверхность вновь приобретает способность создавать вместе с новыми манжетами надежное уплотнение.
2.82. Если Вы намереваетесь перебрать чугунный славный или колесный тормозной цилиндр, Вам потребуется подобный хон
Предупреждение: НЕЛЬЗЯ хонинговать цилиндры, выполненные из алюминия!
Гаечные ключи для штуцеров прокачки
Эти специальные гаечные ключи (см. иллюстрацию) идеально соответствуют фаскам штуцера прокачки, кроме того, они асимметричны, что не позволяет приложить к хрупким штуцерам слишком большое усилие.
2.83. Эти длинные гаечные ключи, имеющие закрытые концы с шестигранным отверстием, - идеальный инструмент для ослабления приржавевших штуцеров прокачки
Вакуумный насос для прокачки тормозной системы
Когда необходимо прокачать тормоза, а вокруг нет ни души, чтобы понажимать для Вас тормозную педаль, данное устройство (см. иллюстрацию) позволит Вам легко выполнить эту работу в одиночку. Просто подсоедините его к штуцеру прокачки (следуйте инструкциям изготовителя инструмента), откройте штуцер и нажимайте на ручку насоса. В результате, из части системы, которую Вы прокачиваете, будет удален весь воздух.
2.84. Этот ручной вакуумный насос позволит Вам прокачать тормозную систему в одиночку
Комплект для прокачки тормозов одним человеком
Это устройство (см. иллюстрацию) также позволит Вам выполнить прокачку тормозов, не привлекая посторонней помощи. Оно состоит из контейнера и шланга, снабженного односторонним клапаном. Приспособление позволяет Вам открыть штуцер прокачки и просто нажимать педаль тормоза, пока из системы не выйдет весь воздух.
2.85. Этот комплект для прокачки тормозов одним человеком также позволит Вам обойтись без посторонней помощи, но он значительно дешевле вакуумного насоса. Единственный его недостаток состоит в том, что Вам придется выбраться из-под автомобиля, сесть на место водителя, нажать педаль тормоза несколько раз, а затем снова забраться под машину и зажать штуцер прокачки.
Микрометры
Наиболее точный способ измерить толщину тормозного диска - с помощью микрометра (см. иллюстрацию). При выполнении работы на тормозном механизме или просто при проверке тормозов необходимо убедиться, что диски не изношены до минимальной толщины, или что имеется достаточно материала для переточки. Точность измерения микрометра должна составлять 0.001 мм.
2.86. Микрометр, благодаря точности, измерения, необходим для определения толщины тормозных дисков
Для измерения толщины тормозного диска вместо специальных микрометров можно использовать стандартные.
Как читать показания микрометра?
Внешний микрометр - без сомнения наиболее часто применяемый точный измерительный инструмент. Его можно использовать для выполнения точных измерений, если это нельзя сделать другими измерительными приборами, вроде штангенциркуля.
Подобно штангенциркулю, внешний микрометр использует «двойной контакт» его оси и опорной: пятки (см. иллюстрацию) с обеих сторон измеряемой детали. Однако, в отличие от штангенциркуля, микрометр еще имеет возможность точной регулировки винтом; которая достигается за счет очень маленького шага резьбы на винте.
2.87. Основные детали типичного микрометра
Втулка (которая при вращении перемещается по другой втулке) имеет по краю 25 рисок, пронумерованных от нуля до 24. Крутите ось микрометра, пока она не коснется опорной пятки: нулевая риска на внешней втулке должна совместиться с базовой линией на внутренней втулке. А нулевая риска на внутренней втулке должна Совместиться с краем внешней втулки.
Если Вам трудно читать показания обычного микрометра, то можно пользоваться цифровым (см. иллюстрацию).
2.88. Показания цифровых микрометров легче читать, чем обычных
Если вы собираетесь использовать их очень часто, не рекомендуем приобретать микрометр со сменными опорными пятками (см. иллюстрацию). Теоретически, один такой инструмент может делать работу пяти или шести однодиапазонных микрометров. Проблема в том, что они очень неудобны при измерении малых деталей.
2.89. Избегайте «наборных» микрометров со сменными опорными пятками - ими очень неудобно пользоваться при измерении мелких деталей
Стрелочные микрометры
Стрелочный микрометр (см. иллюстрацию) является еще одним инструментом для точных измерений. Этот инструмент можно использовать для измерения биения, тормозного диска.
2.90. Стрелочный микрометр - единственный прибор, с помощью которого можно измерить биение тормозного диска
Покупайте стрелочный микрометр в наборе, в который входит гибкое крепление и магнитное основание (см. иллюстрацию). Убедитесь, что магнитное основание достаточно мощное. Если магнит окажется слабым, стрелочный микрометр может упасть на пол, после чего Вы можете с ним распрощаться. Также проверьте, чтобы рычаг был крепким и легко работали зажимы.
2.91. Чтобы микрометр можно было закреплять во всевозможных положениях, используйте регулируемое гибкое крепление с магнитным основанием
Штангенциркули
У штангенциркуля (см. иллюстрацию) точность ниже, чем у микрометра, но они удобны для быстрых измерений и к тому же относительно недороги. Большинство штангенциркулей сконструированы с возможностью измерения как наружных, так и внутренних размеров.
2.92. Штангенциркули не так точны, как микрометры, но они удобны при быстрых измерениях, относительно недороги, и имеют возможность измерять внутренние и наружные размеры
Если у Вас плохое зрение, показания штангенциркуля может быть очень трудно читать. В этом случае цифровые штангенциркули (см. иллюстрацию) будут лучшим выбором. Они сочетают в себе способности измерения штангенциркулей с нониусом с удобством стрелочных микрометров. Так как их показания читать намного легче, чем у штангенциркулей с нониусом, эти инструменты идеальны для выполнения быстрых измерений, когда не требуется абсолютная точность. Подобно обычным штангенциркулям с нониусом, цифровые могут использоваться как для наружных, таки для внутренних измерений.
2.93. Цифровые штангенциркули намного проще читать, чем обычные штангенциркули с нониусом, особенно - если у Вас плохое зрение!
Самые современные штангенциркули (см. иллюстрацию) имеют цифровой жидкокристаллический дисплей, на котором индицируется измеренная величина. Если Вы можете позволить купить себе такой, это будет неплохо.
2.94. Самые современные штангенциркули имеют цифровой жидкокристаллический дисплей, на котором индицируется измеренная величина. Еще одно преимущество цифровых штангенциркулей в том, что в них встроен маленький микропроцессор, с помощью которого можно мгновенно конвертировать полученную величину в различные системы измерений
Как читать показания штангенциркуля с нониусом
На нижней половине главной шкалы каждый сантиметр разделен на десять частей, или на миллиметры. Каждый миллиметр разделен на четыре части. Шкала верньера имеет 25 рисок, каждая из которых представляет тысячную часть сантиметра.
Хранение инструментов и уход за ними
Хорошие инструменты очень дороги, поэтому обращайтесь с ними бережно. После того, как Вы попользовались инструментом, сотрите с него грязь, смазку или металлическую стружку и уберите на место, где обычно храните. Не бросайте инструменты в зоне работы.
Обычные ручные инструменты - отвертки, плоскогубцы, клещи, гаечные ключи и гнезда - можно повесить на стенде или сложить в специальный ящик. Храните точные измерительные приборы, датчики, микрометры, и т.д. в ящике для инструментов, чтобы защитить их от пыли, грязи, мусора и влаги.