VN 2.069
1. Коленчатый зал (А 646 031 07 01) заменен впоследствии на (А646 031 04 01 +001 А108 991 00 67) Как опция: (А 611 031 05 01 001 001 001)
1. Коленчатый вал (А 611 031 05 01) заменен впоследствии на (А646 031 04 01 +001 А108 991 00 67) Как опция: (А646 031 07 01)
1. Коленчатый вал (А 646 031 04 01)
2. Штифт маховика
3. Сегментная шпонка
4. Блок ведущих звездочек ГРМ
5. Шкив коленчатого вала с гасителем крутильных колебаний
6. Винт крепления шкива к коленчатому валу
7. Шайба
8. Маховик
9. Зубчатый венец маховика G40
10. Шайба (MF4)
11. Винт крепления маховика М10х1х28,5
12. Вкладыши коренных подшипников коленчатые вала, комплект, стандартным размер 58,00 мм
13. Упорные вкладыши, комплект 2,15 мм
14. Балансирный механизм
15. Приводная шестерня балансирного механизма
Примечание: на рисунке показан вариант коленчатого вала, оснащенный приводной шестерней балансирного механизма и балансирным механизмом, которые на двигателях ОМ646, применяемых для описываемого автомобиля, не устанавливаются. Эти узлы показаны для сведения автомехаников.
Рекомендуем обратить внимание на количество модификаций коленчатого вала, информация о которых приведена для лучшего понимания разнообразия конструкций семейства двигателей ОМ 646.
Проверка состояния деталей ШПГ и КШМ состоит в проведении следующих работ.
- Проверки состояния блока цилиндров.
- Проверки состояния коленчатого вала.
- Проверки состояния шатунов.
Ремонт ШПГ и КШМ состоит в проведении следующих работ.
- Ремонта блока цилиндров, включающего в себя расточку гильз цилиндров в ремонтный размер или замену гильз, механическую обработку верхней плоскости, замену (при необходимости) заглушек рубашки охлаждения, замену заглушек масляных каналов (после очистки масляных каналов).
- Ремонта коленчатого вала, заключающегося в шлифовке шеек подшипников скольжения до ремонтных размеров, очистке масляных каналов и грязеуловителей.
- Подбора поршней по результатам ремонта блока цилиндров.
- Подбора вкладышей коренных и шатунных подшипников по результатам проверки и обработки коленчатого вала.
- Замены верхних втулок шатунов по результатам проверки шатунов.
Проверка состояния блока цилиндров
Проверка состояния зеркала цилиндров
Проверка состояния блока цилиндров состоит в проведении следующих работ.
- Визуальной проверки состояния зеркала цилиндров.
- Измерения диаметра цилиндров.
- Визуальной проверки состояния верхней плоскости разъема (с ГВЦ).
- Измерении отклонений от плоскостей разъема с ГВЦ, с поддоном масляного картера и с коллекторами.
Визуальная проверка состояния зеркала цилиндров
Глянцевые участки, потертости, отдельные блестящие участки, например, в середине цилиндра или в зоне винтов крепления ГБЦ. Блок цилиндров пригоден к дальнейшему использованию.
VN 2.070
Видимые риски, следы трения, начинающиеся в зоне верхней мертвой точки верхнего поршневого кольца и нисходящие вниз.
Не осязаемые следы сухого трения, возникающие в результате смыва топливом масляной пленки, например, при частых пусках холодного двигателя в режиме эксплуатации автомобиля на короткие дистанции.
Такие «сглаженные»» следы трения, возникающие на зеркале цилиндре преимущественно в зоне винтов крепления головки блока цилиндров и на участке бокового давления юбки поршня, находятся в пределах нормы.
Поршневые кольца не повреждены.
Блок цилиндров пригоден к дальнейшему использованию.
VN 2.071
Кольцеобразные видимые оттиски на зеркале цилиндра в зоне верхней и нижней мертвых точек поршневых колец признаком неисправности не являются.
Блок цилиндров пригоден к дальнейшему использованию.
VN 2.072
Измерение диаметра цилиндров
VN 2.073
1. Точка измерения диаметра цилиндра
2. Точка измерения диаметра цилиндра
3. Точка измерения диаметра цилиндра
4. Верхняя мертвая точка верхнего компрессионного кольца
5. Нижняя мертвая точка верхнего края поршня
6. Нижняя мертвая точка малосъёмного кольца
7 и 8. Взаимно перпендикулярные направления измерения (вдоль и поперёк оси двигателя)
Контрольные параметры цилиндров
Контрольные параметры плоскостных элементов блока цилиндров
Проверка и обработка верхней плоскости блока цилиндров
VN 2.074
а. Выступание поршня
Н. Высота блока цилиндров от оси отверстий коренных подшипников
Н1. Высота блока цилиндров от плоскости разъема с поддоном масляного картера
Н2. Расстояние от плоскости разъема с поддоном масляного картера до оси отверстий коренных подшипников
Подбор поршней стандартного размера
При замене гильз цилиндры обрабатываются в стандартный размер. Диаметр цилиндров, обработанных на предприятии-изготовителе, соответствует трем классам точности: А, В и X,
Метка, обозначающая класс точности данного цилиндра, размещена в месте, обозначенном на рисунке буквой (К).
Аналогично цилиндрам двигателя поршни стандартного размера также разделены на три размерные группы: А. В и X. Маркировка размерной группы поршня нанесена на днище поршня в точке (N) (см. рис. VN 2.075). При установке новых деталей стандартного размера маркировка на поршне должна соответствовать маркировке на блоке цилиндров для каждого цилиндра в отдельности. Значения контрольных параметров поршней представлены в таблице.
Подбор ремонтных размеров поршня следует производить, исходя из размеров, приобретенных для ремонта поршней.
Далее специалист, производящий расточку цилиндров, должен ориентироваться на нормированные зазоры в паре цилиндр - поршень.
VN 2.075
Проверка состояния коленчатого вала
Проверка состояния коленчатого вала состоит в визуальном осмотре вала на предмет повреждений и видимых признаков износа, измерении диаметра каждой шейки при помощи микрометра, измерении радиального биения шеек коленчатого вала с помощью индикатора часового типа при установке крайних коренных шеек вала на измерительные призмы.
VN 2.076
1. Крышки коренных подшипников
1а. Крышка коренного подшипника №3
2. Крышки шатунных подшипников
3. Шатун
4. Винты крышек шатунных подшипников
5. Коленчатый вал
6 Нижние вкладыши коренных подшипников
7. Упорные вкладыши
8. Упорные вкладыши
9. Верхние вкладыши коренных подшипников
Измерение шеек подшипников коленчатого вала
VN 2.077
VN 2.078
VN 2.079
Измерение производится в точках (А) и (В) так, как показано на рис. VN 2.072, в двух вза имно перпендикулярных направлениях X и Y.
Контрольные параметры коленчатого вала
Данные для подбора вкладышей коренных подшипников коленчатого вала
Ремонтные размеры образуются путем утолщения каждого вкладыша на 0,125 мм.
Подбор вкладышей коренных подшипников
Подбор вкладышей производится по результатам точного измерения диаметров шеек коленчатого вала при помощи таблицы данных для подбора вкладышей.
Кроме того, можно воспользоваться методикой определения расчетного зазора в подшипниках коленчатого вала на основе измерения коленчатого вала и отверстий коренных подшипников при установленных вкладышах.
Для этого следует измерить диаметр отверстий посадочных мест под вкладыши в направлении (А) (например, 62,51 мм).
VN 2.080
Затем измерить диаметр коренных шеек коленчатого вала (например, 57,95 мм).
На основании измерений можно определить толщину вкладышей.
Например:
62,51 мм (диаметр отверстия коренного подшипника) - 57,95 мм (диаметр шейки коренного подшипника) - 4,55 мм.
Из полученного результата вычитаем среднее нормативное значение зазора в коренном подшипнике (0,03 мм + 0,05 мм): 2 = 0,04 мм):
4,55-0,04 = 4,51 мм.
Полученное число является двойной толщиной вкладыша, ее следует разделить на 2: 4,51: 2 = 2,255 мм.
Таким образом, расчетная требуемая толщина вкладыша в данном примере составит 2,255 мм.
После этого при помощи таблицы следует подобрать вкладыш.
Например, при толщине 2,255 мм следует выбрать верхний и нижний вкладыши с синей меткой, что соответствует 1-й размерной группе.
Примечание: этот способ подбора вкладышей годится для стандартного размера коленчатого вала.
При необходимости нужно произвести ремонт изношенного коленчатого вала. Следует подобрать ремонтный размер и приобрести соответствующие вкладыши. Затем - на основании измерений фактического диаметра отверстия с установленными вкладышами (из затянутых крышках коренных подшипников) произвести обработку коленчатого вала так, чтобы значение фактического зазора в каждом подшипнике находилось в нормативных пределах (0,03-0,05 мм).
Установка крышек коренных подшипников
Ось посадочного отверстия под вкладыш в крышке коренного подшипника смещена относительно средины расстояния между осями винтов крепления крышки на 0,5 мм, для того чтобы крышку можно было установить только в одном положении. Дополнительно можно проверить правильность установки крышки по ориентации выступа, имеющегося на нижней части крышки. Этот выступ имеет характерную форму, и его следует ориентировать так, как показано на рисунке (стрелка). На рисунке показан вид на переднюю часть блока цилиндров.
VN 2.081
Затяжка винтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала
Схема приложения усилий затяжки винтов крепления крышек коренных подшипников: 50 Нм + 95°.
Последовательность затяжки показана на рис. VN 2.082,
VN 2.082
Установка поршней
Установка поршневых колец
Стыки поршневых колец должны располагаться по окружности цилиндра на расстоянии 120°.
При установке стык пружинного расширителя расположите на 180° по отношению к разъему маслосъемного кольца.
При установке поршневых колец следует замерить осевой зазор между кольцом и стенкой канавки поршня и зазор в замке кольца при установке кольца в цилиндр без поршня.
VN 2.084
1 Первое компрессионное кольцо (плоское)
2. Второе компрессионное кольцо (с конусной поверхностью)
3. Маслосъемное кольцо (унитарное)
4. Пружинный радиальный расширитель спиральный
5. Поршень
6. Инструмент для разжима колец
VN 2.085