Двигатель объемом 2,3 л (индекс 601)
Подкачивающий насос закачивает дизельное топливо из бака и подает через топливный фильтр под небольшим давлением в ТНВД. От него по топливопроводам высокого давления топливо подается к форсункам. Различают непосредственный и разделенный впрыск (с использованием форкамер). На двигателях этих моделей используется система впрыска с форкамерой. Она отличается тем, что топливо впрыскивается в форкамеру, находящуюся в головке блока цилиндров и соединенную с основной камерой сгорания. В форкамере происходит воспламенение топлива и начинается процесс его сгорания. В результате возникающего давления горящее топливо попадает в основную камеру, где и завершается процесс сгорания.
ТНВД представляет собой насос поршневого типа. Он расположен с левой стороны блока цилиндров и приводится в действие цепью привода распределительного вала. Для каждого цилиндра двигателя в ТНВД есть отдельная секция, состоящая из плунжера и цилиндра. Плунжер этой секции управляется соответствующим кулачком. Плунжер тщательно приработан к цилиндру, поэтому обеспечивает герметичность при высоком давлении. Система смазки ТНВД связана с системой смазки двигателя. На соединении фланца ТНВД с блоком цилиндров установлено уплотнительное кольцо.
Объем подачи топлива регулируется спиральной канавкой на плунжере. В зависимости от угла поворота плунжера подается больше или меньше топлива. Образовавшееся под действием плунжера ТНВД давление топлива поднимает иглу форсунки и открывает отверстие для впрыскивания. Через форсунку распыленное топливо впрыскивается в форкамеру. В тот момент, когда спиральная канавка плунжера открывает канал обратного трубопровда, давление падает и игла форсунки под действием пружины опускается.
С обратной стороны ТНВД находится управляющий механизм насоса, представляющий собой систему рычагов и пружин, и центробежный регулятор на заднем конце распределительного вала насоса. Мембранный механизм остановки двигателя, мембранный механизм увеличения числа оборотов холостого хода (если он установлен) и рычаг остановки соответствующим образом влияют на работу регулятора. Регулятор управляет положением рейки ТНВД, регулируя таким образом подачу топлива. Для подачи топлива из бака к ТНВД применяется подкачивающий поршневой насос с механическим приводом. Подкачивающий насос не имеет ручной подкачки, как это было на дизельных двигателях прежних выпусков.
Двигатель объемом 2,9 л (индекс 602)
На двигателе установлена система непосредственного впрыска с электронным управлением, двумя важнейшими элементами которой являются распределительный ТНВД и электронный блок управления.
Блок управления регулирует подачу топлива в зависимости от положения педали управления подачей топлива, а также технического состояния двигателя.
Подача топлива и начало нагнетания регулируются насосом в зависимости от следующих факторов:
- положения педали управления подачей топлива;
- нагрузки (технического состояния) двигателя;
- атмосферного давления;
- температуры всасываемого воздуха;
- настройки блока управления.
Остановка двигателя происходит в результате прекращения подачи топлива насосом.
Система рециркуляции отработавших газов и каталитический нейтрализатор могут быть установлены серийно, однако автомобили продаются и без этих устройств. В свою очередь работа блока управления системой впрыска на двигателе 2,9 л не влияет на функционирование других устройств. Работа свечей накаливания регулируется отдельным управляющим устройством для облегчения пуска. Блок управления оснащен запоминающим устройством для записи кодов возникающих неисправностей, информация о которых сохраняется в нем даже при выключенном зажигании и снятой аккумуляторной батарее.
В случае серьезных неисправностей загорается контрольная лампа в комбинации приборов. Нарушения в работе могут возникать в результате неисправности:
- датчика положения коленчатого вала;
- ТНВД;
- датчика положения распределителя насоса;
- клапана подачи топлива;
- обратного клапана;
- клапана регулятора.
Топливный бак и топливопроводы
Топливный бак находится под полом автомобиля. Его вместимость зависит от модификации и указана в руководстве по использованию. Топливопроводы рассчитаны на высокое давление, поэтому изготовлены из прочного материала и соединены зажимными и винтовыми хомутами. Различают прямые и обратные трубопроводы для возврата излишков топлива в бак. Топливо подается к ТНВД подкачивающим насосом. На верхней стороне топливного бака установлен датчик уровня топлива.
Также предусмотрена специальная система вентиляции топливного бака. На наливной горловине закреплен вентиляционный шланг, ведущий к верхней части бака. По нему выходит воздух, когда в бак заливают топливо. По нему воздух поступает и обратно, при расходе топлива во время работы двигателя, чтобы не образовалось разрежение.
Методы экономии топлива
Разгоняйтесь плавно, как можно раньше переключайтесь на повышенную передачу. При достижении желаемой скорости выбирайте оптимальную передачу и позволяйте автомобилю двигаться при наименьшем усилии нажатия на педаль подачи топлива. Максимальные обороты допустимы только при обгоне или движении в плотном потоке. Кроме того, выключайте двигатель при остановке перед шлагбаумом, светофором или в «пробке» — уже при 5—7-секундной паузе экономится топливо.
Дизельное топливо
Дизельное топливо специально предназначено для дизельных двигателей. Благодаря высокой воспламеняемости процесс самовоспламенения происходит в считанные доли секунды. Способность топлива к самовоспламенению характеризуется цетановым числом — относительным показателем, выведенным в ходе лабораторных исследований. Веществу цетану с очень высокой воспламеняемостью присвоен индекс 100, напротив, наиболее слабовоспламеняемому метилнафталину — индекс 0. Цетановое число показывает содержание (в процентах) цетана в определенном объеме данного топлива. Для дизельного топлива оно должно составлять 45.
Дизельное топливо в основном состоит из так называемых парафинов. Эти углеводороды хорошо воспламеняются, но при низкой температуре начинают кристаллизоваться. Отдельные кристаллы быстро соединяются друг с другом и образуют сложные соединения. При дальнейшем похолодании образуется много кристаллизовавшихся цепочек, которые не проходят сквозь топливный фильтр. Эту проблему производители решают путем добавления специальных присадок. Химические добавки препятствуют образованию парафиновых цепочек, не давая отдельным кристаллам объединяться друг с другом. Отдельные кристаллы достаточно малы и проходят через поры фильтра. В результате топливо достигает ТНВД. Общие рекомендации по заправке автомобиля соответствующими видами дизельного топлива:
- заправлять дизельное топливо, соответствующее времени года, с цетановым числом не ниже 45 (согласно стандарту DIN 51 601);
- для летнего дизельного топлива присадки не нужны. Оно начинает кристаллизоваться при температуре ниже –2°С;
- зимнее дизельное топливо при добавлении присадок используется при температуре до –22°С (DIN-стандарт –12°С).
Летнее дизельное топливо в зимнее время
Если автомобиль не эксплуатировался в течение 6 месяцев или более, возможна ситуация, когда при отрицательной температуре вам нужно ехать на летнем дизельном топливе. В этом случае необходимо использовать присадки, разжижающие топливо, которые продаются на заправках или в автомагазинах. Проконсультируйтесь у продавцов о подходящем типе присадки и внимательно изучите инструкцию по ее применению. При заливке присадки топливо должна быть комнатной температуры. Если топливо в баке уже загустело, добавление присадки не поможет. В этом случае нужно отбуксировать автомобиль в теплый бокс, где кристаллизовавшиеся парафины снова растворятся, затем можно заливать присадку.
Меры предосторожности при обращении с топливом
Топливо огнеопасно. Поэтому в ходе ремонтных работ будьте осторожны при работе с системой питания двигателя. Особая осторожность необходима при сливе топлива. При обращении с топливом необходимо всегда соблюдать следующие меры предосторожности:
- снять клеммы с аккумуляторной батареи и изолировать их;
- не следует сливать топливо в закрытом помещении. Для этого нужно использовать специальный насос. Ни в коем случае не делать этого через отверстие датчика уровня топлива или отсасывая ртом через один из шлангов — это опасно из-за возможного отравления ядовитыми составляющими топлива;
- под рукой должен находиться огнетушитель класса B;
- не сливать топливо над смотровой канавой. Пары топлива тяжелее воздуха, поэтому будут долго выветриваться из ямы. Опасные последствия в данном случае — вред для здоровья при вдыхании, а также высокая взрывоопасность;
- при работе с топливом убедиться, что в помещении нет включенных электроприборов, источников открытого пламени и искрообразования;
- под топливо необходимо использовать только специально предназначенную тару, плотно закрывающуюся, защищенную от огня и имеющую пробку с уравнителем давления;
- в пустом баке остаются пары топлива, которые также очень опасны. Поэтому все дальнейшие работы необходимо проводить очень осторожно.
Слив топлива
У топливного бака нет сливного отверстия. Поскольку прямые и обратные топливопроводы расположены с верхней стороны бака, слив топлива — непростая процедура. Слив топлива проводится следующим образом:
- в наполненный бак через наливную горловину вставить как можно глубже шланг;
- отверстие шланга плотно зажать пальцем. Емкость для слива должна находиться ниже уровня нижней части бака. Для начала слива слегка вытянуть шланг и направить в емкость. Если шланг достаточной длины и хорошо погружен в топливо, оно должно начать сливаться. Отсасывание топлива ртом опасно для здоровья.
Если в баке осталось мало топлива, этот способ может оказаться неэффективным. В таком случае для откачивания необходимо использовать специальный насос.
Очистка отработавших газов дизельного двигателя
В систему выпуска отработавших газов дизельного двигателя установлен каталитический нейтрализатор. Он уменьшает выброс углеводородов и окисида углерода до 50%. Каталитический нейтрализатор не фильтрует твердые частицы, однако в уменьшении их доли в отработавших газах он играет заметную роль. Газообразные углеводороды обычно оседают на твердых частицах, тем самым повышая объем выбрасываемых частиц. Но, поскольку углеводороды окисляются в нейтрализаторе, они уже не могут оседать на твердых частицах.
Система рециркуляции отработавших газов
Система рециркуляции отработавших газов, обозначаемая как AGR (английская аббревиатура — EGR), служит для уменьшения в отработавших газах содержания окислов азота. Часть газов отводится через регулируемую клапаном систему и вновь подается во впускной коллектор, снижая температуру в камере сгорания, что приводит к уменьшению содержания окислов азота. Функционирование и управление системой рециркуляции находится под контролем электронной системы самодиагностики впрыска (на двигателе 2,9 л).
В данном руководстве работа системы не рассматривается детально.