Бензиновые модели
В системах питания всех бензиновых моделей должен использоваться только неэтилированный бензин. Система управления двигателем функционирует таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от двигателя при минимальном расходе топлива и токсичности отработавших газов. Система улавливания паров топлива предотвращает попадание их из топливного бака в атмосферу. Установлена система рециркуляции отработавших газов.
Функциональные схемы систем снижения токсичности отработавших газов (как части системы управления двигателем)
Функциональная схема системы впрыска вдигателей 119 и 104 (показан двигатель 119)
40 - Диафрагменный регулятор давления; 55 - Топливный фильтр; 60 - Вакуумное устройство; 74 - Охладитель топлива; 75 - Топливный бак; 76 - Вентиляционный клапан; 77 - Угольный адсорбер паров бензина; 89 - Клапан EGR (левый на двигателе 120); 89а - Правый клапан EGR на двигателе 120; 98 - Демпферное пневматическое устройство переключения на повышающую передачу; 125 - Воздушный насос; 126 - Клапан отсечки подмешивания воздуха в выпускной коллектор; 127 - Обратный клапан подмешивания воздуха в выпускной коллектор (левый на двигателе 120); 127а - Обратный клапан подмешивания воздуха в правый, на двигателе 120, выпускной коллектор; 128 - Обратный клапан (разрежение); 135 - Обратный клапан (создание разрежения); 136 - Вакуумная камера; 156 - Выпускной коллектор; 158 - Каталитический преобразователь; A1е26 - Контрольная лампа отказов (MIL/»Проверьте двигатель»); A9 - Компрессор К/В; A16 - Датчики детонации (KS); A16g1 - Левый датчик детонации KS; A16g2 - Правый датчик детонации KS; B2/2, B2/3 - Термометрический датчик измерения массы воздуха (MAF); B11/2 - 4-контактный датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT); B11/7 - Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT); B11/9 - Левый датчик ECT; B17/5 - Левый датчик IAT на двигателе 120; B17/6 - Правый датчик IAT на двигателе 120; B17/7 - Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT); G3/2 - Подогреваемый лямбда-зонд (левый на двигателе 120); G3/4 - Правый подогреваемый лямбда-зонд на двигателе 120; K17 - Реле системы подмешивания воздуха в выпускной коллектор; K27 - Реле топливного насоса; K27/1 - Левое реле топливных насосов 1 и 2 на двигателе 120; K27/2 - Правое реле топливных насосов 1 и 2 на двигателе 120; L5 - Датчик положения коленчатого вала (CKP); L5/1 - Датчик положения распределительного вала (CMP); L5/2 - Левый датчик CMP на двигателе 120; L5/3 - Правый датчик CMP на двигателе 120; L5/4 - Левый датчик CKP на двигателе 120; L5/5 - Правый датчик CKP на двигателе 120; M3m1 - Топливный насос 1; M3m2 - Топливный насос 2; M16/1 - Исполнительное устройство акселерации (привод дроссельной заслонки); M16/3 - Левый привод дроссельной заслонки на двигателе 120; M16/4 - Правый привод дроссельной заслонки на двигателе 120; N1/3 - Блок управления системы зажигания EZL/AKR; N1/4 - Левый блок управления системы зажигания на двигателе 120; N1/5 - Правый блок управления системы зажигания на двигателе 120; N3/1 - ECM; N3/2 - Левый ECM на двигателе 120; N3/3 - Правый ECM на двигателе 120; N4/1 - Блок управления акселерацией (привод дроссельной заслонки); N4/3 - Блок управления системы стабилизации оборотов холостого хода (IAC)/темпостата; N16/1 - Стабилизатор напряжения; N59 - Диагностический модуль (калифорнийские модели)
Функцональная схема системы впрыска двигателя 120
R16/2 - Образцовый резистор модуля зажигания; R16/3 - Образцовый резистор левого модуля зажигания на двигателе 120; R16/4 - Образцовый резистор правого модуля зажигания на двигателе 120; S29/3 - Концевой датчик-выключатель холостого хода; S40 - Переключатель темпостата; A - Выкл; B - Разгон/установка; SР - Переустановка; V - Торможение двигателем/установка; S65 - Предохранительный переключатель перегрузки трансмиссии (ленточный тормоз B1); S65/1 - Предохранительный переключатель перегрузки трансмиссии (ленточный тормоз B21) . Двигатель 120; T1 - Катушка зажигания; T1/1 - Катушка зажигания правой головки цилиндров на двигателе 120; T1/2 - Катушка зажигания левой головки цилиндров на двигателе 120; Y3/3 - Пневмоклапан демпфера переключения на повышающую передачу; Y27 - Переключающий клапан EGR; Y27/2 - Левый переключатель EGR на двигателе 120; Y27/3 - Правый переключатель EGR на двигателе 120; Y32 - Переключающий клапан насоса подмешивания воздуха в выпускной коллектор; Y33 - Электромагнитная муфта насоса подмешивания воздуха в выпускной коллектор; Y49 - Электромагнитный клапан регулятора распределительного вала; Y49/1 - Электромагнитный клапан регулятора распределительного вала левой головки цилиндров на двигателе 120; Y49/2 - Электромагнитный клапан регулятора распределительного вала правой головки цилиндров на двигателе 120; Y58/1 - Пневмопереключатель угольного адсорбера; Y58/2 - Левый пневмопереключатель угольного адсорбера на двигателе 120; Y58/3 - Правый пневмопереключатель угольного адсорбера на двигателе 120; Y62 - Топливные инжекторы (левого ряда цилиндров на двигателе 120); Y63 - Топливные инжекторы правого ряда цилиндров на двигателе 120
Схема прокладки вакуумных линий (двигатели 104)
1 - Вакуумный ресивер; 2 - Распределитель разрежения; 3 - Резонансная заслонка; 4 - Клапан отсечки воздуха (со встроенным контрольным клапаном); 5 - Электрический вакуумный насос; 6 - Клапан-переключатель воздушного насоса; 7 - Вакуумный контрольный клапан; 8 - Диафрагменный регулятор давления; 9 - Датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе (MAP); 10 - Клапан управления продувкой; 11 - К угольному адсорберу; 12 - Активатор дроссельной заслонки
Схема прокладки вакуумных линий (двигатели 119)
1 - Вакуумный ресивер; 2 - Контрольный клапан подачи разрежения; 3 - Диафрагменный регулятор давления; 4 - Клапан управления продувкой; 5 - К модулю управления системы впрыска ME-SFI; 6 - К угольному адсорберу; 7 - Электрический воздушный насос; 8 - Клапан отключения подачи воздуха; 9 - Датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе (MAP); 10 - Клапан-переключатель воздушного насоса
Схема подводки вакуумных и испарительных линий ко впускному трубопроводу (двигатели 120)
40 - Диафрагменный регулятор давления; 125 - Воздушный насос; 126 - Клапан отсечки воздуха; 126а - Правый клапан отсечки воздуха; 127 - Левый контрольный клапан (подмешивания воздуха); 128 - Вакуумный контрольный клапан; 135 - Контрольный клапан линии подачи разрежения; 136 - Вакуумный ресивер; М16/3 - Левый активатор электронного акселератора/темпостата/устройства управления оборотами холостого хода. В левой части силового агрегата; М16/4 - Правый активатор электронного акселератора/темпостата/устройства управления оборотами холостого хода. В правой части силового агрегата; Y32 - Клапан-переключатель воздушного насоса; Y33 - Электромагнитная муфта сцепления воздушного насоса; Y58/2 - Левый клапан управления продувкой; Y58/3 - Правый клапан управления продувкой; a - к угольному адсорберу; rt - красный; gr - серый; sw - черный; tr - нейтральный
Инжектор первого цилиндра находится в правой передней части силового агрегата (на примере 12-цилиндрового двигателя)
Сборка топливного насоса помещается под автомобилем, впереди правой задней полуоси
Реле топливного насоса находится справа в багажном отделении, позади заднего монтажного блока предохранителей
Датчик запаса топлива находится в левом переднем углу багажного отделения, на топливном баке
Клапан переключения впускного трубопровода помещается под впускным трубопроводом (вид снизу)
Левый термометрический измеритель массы воздуха (MAF) помещается в правой части двигательного отсека, на рукаве воздухозаборника
Левый датчик температуры охлаждающей жидкости помещается слева в передней части силового агрегата
Правый датчик температуры охлаждающей жидкости помещается слева в передней части силового агрегата
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT) находится в верхней части левого переднего угла силового агрегата
Левый датчик детонации (KS) находится в углублении сверху на двигателе (на снимке двигатель снят с автомобиля)
Левый датчик детонации (KS) 1 находится в углублении сверху на двигателе (на снимке двигатель снят с автомобиля)
Правый датчик положения коленвала (CKP) на двигателеV12, - сзади в верхней части блока цилиндров (двигатель снят с автомобиля)
Левый датчик положения коленвала коленчатого вала (CKP) на двигателе V12 , - справа на задней стенке блока двигателя (на снимке двигатель снят с автомобиля)
Левый докаталитический лямбда-зонд 1, - под автомобилем, вплотную к ДП, над каталитическим преобразователем
Докаталитический лямбда-зонд 1, - под автомобилем, вплотную к ДП, на трубчатой секции системы выпуска, перед каталитическим преобразователем
Левый посткаталитический лямбда-зонд 2, - под автомобилем, вблизи ДП
Посткаталитический лямбда-зонд 2, - под автомобилем, вблизи ДП под задним сиденьем, в трубе системы выпуска позади каталитического преобразователя
Электромагнитная муфта насоса подмешивания воздуха находится снизу в правом переднем углу двигательного отсека
Правый клапан продувки адсорбера помещается в левой части двигательного отсека, на брызговике колесной арки
Левый клапан продувки адсорбера помещается в правой части двигательного отсека, на брызговике колесной арки, позади расширительного бачка системы охлаждения
Клапан продувки адсорбера находится в левом переднем углу двигательного отсека, на брызговике колесной арки
Клапан отсечки продувки адсорбера помещается под автомобилем, в задней части арки левого заднего колеса
Система вентиляции картера (PCV)
Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью загерметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают в впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.
Газы удаляются из картера за счет разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше).
Снижение токсичности отработавших газов
Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу на всех бензиновых моделях в систему выпуска встроен трехфункциональный каталитический преобразователь. Система управления впрыском топлива имеет обратную связь, в которую включен датчик кислорода. Этот датчик, установленный в системе выпуска, постоянно информирует блок управления о составе отработавших газов. В зависимости от полученных данных, блок управления корректирует качество смеси, подаваемой в камеры сгорания и, таким образом, оптимизирует сгорание топлива.
В лямбда-зонд встроен нагревательный элемент, включаемый блоком управления через специальное реле. Рабочая поверхность лямбда-зонда чувствительна к изменению содержания кислорода в газах. В зависимости от концентрации кислорода, датчик посылает сигналы разного напряжения. Если смесь переобогащена - содержание кислорода в отработавших газах очень низкое, датчик подает сигналы с низким напряжением. Напряжение увеличивается по мере обеднения смеси и увеличения содержания кислорода в газах. Наиболее эффективно преобразователь работает при оптимальном составе горючей смеси (14.7 частей воздуха на 1 часть топлива). При оптимальной концентрации кислорода в отработавших газах происходит скачок в напряжении на датчике. Этот скачок является точкой отсчета для блока управления при корректировке качества смеси.
Установлено два датчика. Один - перед, а второй - после сборки каталитического преобразователя. Этим достигается более точное отслеживание состава отработавших газов.
Система рециркуляции отработавших газов (EGR)
Система рециркуляции отработавших газов позволяет снизить количество NOx в отработавших газах. Для этого небольшая часть отработавших газов подается во впускной трубопровод через специальный клапан. Клапан системы рециркуляции управляется блоком управления.
Система улавливания паров топлива (EVAP)
Обратитесь к схемам системы управления двигателем (Система управления двигателем моделей 3.2 л, Система управления двигателем моделей 4.2 и 5.0 л).
Для снижения выброса в атмосферу несгоревших углеводородов на все бензиновые модели устанавливается система улавливания паров топлива. Заправочная горловина топливного бака герметично закрывается крышкой, под топливным баком установлен угольный адсорбер. В нем собираются пары топлива, образующиеся в баке во время стоянки автомобиля и хранятся там до тех пор, пока по сигналу блока управления не начнется продувка фильтра. Тогда пары топлива начинают подаваться через клапан (ы) продувки во впускной трубопровод, там они смешиваются с рабочей смесью и далее сгорают обычным образом в камерах сгорания.
Для обеспечения нормальной работы двигателя на холостых оборотах и во время прогрева блок управления держит клапан закрытым. Таким образом предотвращается попадание несгоревшего топлива в преобразователь (при повышенных оборотах холостого хода смесь переобогащена). После прогрева двигателя клапан начинает открываться и закрываться, подавая пары топлива во впускной тракт.
Дизельные модели
Система управления двигателем функционирует таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от двигателя при минимальных расходе топлива и токсичности отработавших газов. Для дополнительного снижения токсичности газов на автомобиль установлены несколько дополнительных систем. Система вентиляции картера снижает утечки газов в атмосферу из системы смазки двигателя. Каталитический преобразователь снижает токсичность отработавших газов. Установлена система рециркуляции отработавших газов.
Система постоянной вентиляции картера (PCV)
Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью загерметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают в впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.
Газы удаляются из картера за счет разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше). На все дизельные модели установлен клапан вентиляции. Он находится на крышке головки блока и управляет потоком газов из картера.
Каталитический преобразователь
Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу на всех дизельных моделях в систему выпуска встроен каталитический преобразователь. Он нейтрализует большую часть газообразных углеводородов, СО и других вредных примесей, входящих в состав отработавших газов.
Система рециркуляции отработавших газов
На все дизельные модели также установлена система рециркуляции отработавших газов. Эта система позволяет снизить количество NOx в отработавших газах. Для этого небольшая часть отработавших газов подается во впускной трубопровод через специальный клапан. Клапан системы рециркуляции контролируется блоком управления.