Общая информация
Конструкция турбокомпрессора (на примере двигателя 603.971)
137а - Пневмопривод клапана, управляющего давлением наддува; А - Всасываемый воздух; В - Нагнетаемый воздух; С - Отработавшие газы, вращающие рабочее колесо турбины; D - Выход отработавших газов; Е - Перепускной клапан турбокомпрессора; Н - Напорный маслопровод; J - Обратный маслопровод; а - Перепускной клапан турбокомпрессора; b - Шток; с - Корпус компрессора; d - Рабочее колесо компрессора; е - Соединение с управляющей магистралью; а - Корпус турбины; g - Рабочее колесо турбины; h - Корпус турбокомпрессора
Турбокомпрессор предназначен для увеличения мощности двигателя путем повышения давления воздуха во впускном трубопроводе. Воздух не просто поступает в цилиндры, а подается в них под давлением. В соответствии с увеличением подачи воздуха, ТНВД увеличивает подачу топлива.
Функциональная схема управления наддувом (двигатель 603.971)
В5/1 - Датчик давления; 1 - ТНВД; 103 - Анероидный компенсатор (ALDA); 110 - Выпускной коллектор; 137 - Турбокомпрессор; 137а - Пневмопривод клапана управляющего давлением наддува; 138 - Впускной трубопровод; А - Всасываемый воздух; В - Нагнетаемый воздух; С - Отработавшие газы, вращающие рабочее колесо турбины; D - Выход отработавших газов
Турбина компрессора приводится во вращение отработавшими газами. Газы, проходя через специальный кожух (кожух компрессора), подаются к турбине компрессора. Турбина вращается на вале, на другом конце которого находится компрессорное колесо в отдельном кожухе. Именно он подает воздух под давлением в трубопровод.
Между компрессором и трубопроводом установлен промежуточный охладитель сжатого воздуха (интеркулер). В интеркулере воздух охлаждается, сжимаясь при этом. Парциальное давление кислорода увеличивается, что приводит к увеличению мощности двигателя.
Давление воздуха в трубопроводе ограничивается специальным датчиком. При достижении предельного давления датчик открывает заслонку, ограничивая тем самым подачу отработавших газов к турбине.
Вал компрессора смазывается двигательным маслом, которое подается по специально предназначенному шлангу. Вал постоянно «плавает» в масле. От компрессора масло отводится в поддон по возвратному шлангу.
Турбокомпрессор является составной частью выпускного коллектора и не может быть отделен от него.
Меры предосторожности
Скорость вращения турбин компрессора огромна, а рабочая температура очень велика. Для того, чтобы избежать получения травм, а также не повредить турбокомпрессор, соблюдайте следующие меры предосторожности:
- Не запускайте двигатель после снятия какого-либо компонента турбокомпрессора. Попадание посторонних предметов на лопатки турбин может привести к выходу последних из строя. Вы также рискуете получить травму от выброшенных из турбины предметов;
- После снятия каких-либо компонентов турбокомпрессора или шлангов воздухозаборника накрывайте его чистой ветошью;
- Не давайте газ сразу же после запуска двигателя, особенно если он не прогрет. Масло не может мгновенно смазать вал турбины;
- Никогда не выключайте зажигание сразу же после остановки автомобиля. Не нажимайте на педаль акселератора перед остановкой двигателя. Сразу же после выключения зажигания масло перестает подаваться к валу компрессора и некоторое время он будет вращаться без смазки;
- Перед тем, как заглушить двигатель, дайте ему поработать на холостых оборотах несколько минут, в течение которых скорость вращения турбины значительно снизится;
- Регулярно меняйте масло, масляный фильтр и воздухоочиститель. Использование старого масла приведет к образованию отложений на вале компрессора и выходу его из строя. Перед тем, как отсоединить шланги подачи и возврата масла от компрессора, тщательно очищайте близлежащие поверхности. Снятые компоненты храните в герметичных контейнерах.
По поводу снятия и установки обратитесь также к Разделам Снятие и установка турбокомпрессора и Нагнетатель воздуха - детали установки.