Задачи моторного масла
Согласно условиям эксплуатации моторные масла должны соответствовать изменяющимся требованиям. Поэтому очень тяжело точно определить воздействие различных условий эксплуатации на средство смазки. В двигателях, которые работают долгое время с высоким числом оборотов или с полной нагрузкой, достигается высокая температура масла. При воздействии высоких температур и окисляющих компонентов воздуха начинается окисление масла. Продукты окисления уплотняют масло и могут откладываться как лакообразный налет на наружных частях поршней, в выемках для поршневых колец и на стержнях клапанов. Это может привести к коксованию тарелок клапанов.
Если цилиндры получают переобогащенную рабочую смесь, от двигателя высокие мощности требуются редко или же почти никогда или двигаются с охлажденным двигателем (городское движение), то следствием этого является несовершенное сгорание. Копоть, масляный нагар и другие продукты, несгоревшее топливо сами и конденсация влаги приводят к образованию осадков, кислот и смол. Несгоревшее топливо оседает на холодных стенках цилиндров и стекает вниз в картер коленчатого вала, смывая при этом масляную пленку с поршней и цилиндров. Следствием является уменьшенная смазка поршней и разбавление масла, которое оказывает отрицательное влияние на смазывающие свойства масла из-за наличия в нем топлива.
При сильном разбавлении масла нужно, в зависимости от обстоятельств, проводить преждевременную смену масла. Так как при интенсивной езде (горячий двигатель) частицы бензина в масле улетучиваются, то. прежде всего зимой (много запусков холодного двигателя, высокое содержание бензина в масле), нужно чаще контролировать состояние масла.
Вязкость моторных масел
Вязкостью называют текучесть масла. В зависимости от температуры каждое масло имеет склонность к тому, чтобы уменьшить свою текучесть. С повышением температуры оно становится более жидким. Это оказывает отрицательное влияние на сцепляющую способность и прочность смазывающей пленки. С уменьшением температуры она становится гуще и менее текучей, причем текучесть становится более вялой и внутреннее сопротивление трению возрастает. Это свойство требует использования моторных масел с текучестью, которая как можно меньше изменяется с температурой.
При холодном двигателе оно должно быть достаточно текучим, для того чтобы не слишком затруднять работу стартера и чтобы с начала старта как можно быстрее оно могло попасть ко всем местам смазки.
Вязкость или текучесть имеют одинаковый смысл по внутреннему трению масла и обозначаются в соответствии с системой SAE (Society of Automotive Engineers) такими обозначениями, как, например, SAE30, SAE10 и т.д. Высокие числа SAE указывают на густые, низкие - на жидкие масла. Вязкость не дает ответа на вопрос о смазывающих свойствах масел.
Всесезонные масла
Для двигателей "Мерседес" могут использоваться как сезонные, так и всесезонные масла. Всесезонные масла имеют то преимущество, что они приспособлены к соотношениям температуры лето/зима.
Всесезонные масла изготовлены из жидких сезонных масел (напр. 15W). С помощью так называемых загустителей масло стабилизируется в горячем состоянии, так что при каждом состоянии получается необходимая смазывающая способность. Если используется всесезонное масло, нужно придерживаться современных масел, которые имеют высокий интервал вязкости (напр. 15W-40, 15W-50).
Буква W указывает на то, что масло пригодно для зимы.
Легкие масла
Легкие масла - это всесезонные масла, в которые добавляются среди прочих добавки для уменьшения коэффициента трения, так что может достигаться экономия топлива до 2%. Легкие масла имеют низкую вязкость (напр. 10W-30). Они требуют необычных масел в основе (синтетические масла). При покупке легких масел нужно обращать внимание, чтобы они подходили для "Мерседеса".
Область использование (классы везкости)
1. При продолжительных температурах воздуха более 30°С можно использовать SAE40.
2. Масло SAE 5W-20, применимо только при длительных температурах воздуха ниже +10‘С, SAE 10W-30 применимо в зонах умеренного климата в течение целого года.
3. Масло для круглогодичной эксплуатации.
Так как области применения соседних классов SAE пересекаются, то можно оставлять без внимания кратковременные колебания температуры. Допускается смешивать масла различных классов вязкости друг с другом, когда нужно доливать масло и температура окружающего воздуха не более чем соответствующая классу вязкости находящегося в двигателе масла.
Добавляемое масло - любого вида - не должно смешиваться ни с топливом, ни со смазочным маслом.
Спецификация моторных масел
В принципе для современных двигателей допускается только HD-масло. HD-масло - это легированное масло, смазывающие свойства которого существенно улучшены с помощью добавок различных химических веществ. Эти добавки способствуют лучшей защите от коррозии, лучшей устойчивости против явления окисления, в особенности малой склонности к образованию шлаков в корпусе картера, лучшей текучести, чистящим и растворяющим свойствам. Чистящие и растворяющие добавки препятствуют не только образованию осадков в двигателе, но и обладают одновременно способностью растворять осадки и распределять их и все другие загрязнения в моторном масле и постоянно держать в качестве взвеси, так что при смене масла загрязнения сливаются.
Качество HD-масел обозначается через систему API (API — America Petroleum Institut). Европейские изготовители руководствуются также этой системой.
Обозначение осуществляется с помощью двух букв. Первая буква указывает на область применения: S - Service, для бензиновых двигателей: С - Commerical, для дизельных двигателей. Вторая буква означает качество в алфавитном порядке.
Высшее качество имеют масла по спецификации API: SG - для бензиновых двигателей и CD - для дизельных двигателей.
Внимание: Моторные масла CD, которые обозначены изготовителями специально как масла для дизельных двигателей, не подходят для бензиновых двигателей.
как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. В этом случае на упаковке наносятся обе спецификации (напр. SF/CD). Для "Мерседеса" подходят моторные масла марки SF по спецификации API. Могут также использоваться высококачественные масла спецификации SG. В этом случае нужно обратить внимание на то, что используемые масла разрешены для использования на двигателях "Мерседес".
Расход масла
На двигателе внутреннего сгорания под расходом масла понимают то количество масла, которое расходуется как следствие процессов сгорания. Ни в коем случае нельзя отождествлять расход масла и потерю масла, которое вытекает через неплотности в масляном картере, крышке головки цилиндров и т.д.
Нормальный расход масла возникает вследствие сгорания в каждом случае небольшого количества в цилиндре; вследствие отвода остатков сгорания и частиц износа. При этом масло расходуется вследствие высоких температур и высоких давлений, которым постоянно подвергается двигатель.
Далее, внешние факторы, манера езды, технологические отклонения оказывают также влияние на расход масла. В нормальном случае этот расход столь мал, что между сменами масла необходимо небольшое добавление масла (долив).
Нужно обязательно доливать масло, когда маркировка "добавить" достигнута (величина добавки максимум 1,5 л).