1. Датчик частоты вращения для передних колес. 2. Датчик частоты вращения для заднего моста. 3. Гидравлический блок. 4. Электронное управляющее устройство. 5. Сервоцилиндр. 6. Замок рулевой колонки. 7. Контрольная лампа системы ABS. 8. Устройство защиты от высокого напряжения. 9. Реле.
Система ABS предотвращает блокировку тормозов при резком торможении, что приводит к уменьшению тормозного пути, так как при слегка поворачивающихся колесах улучшается позитивный контроль между ними и дорогой. Кроме того, даже при резком торможении машина не теряет управляемости.
Система ABS приходит в состояние готовности после включения зажигания и достижения скорости 5-7 км/час. Она начинает регулировать все процессы торможения, которые могут привести к блокировке, при превышении машиной скорости в 12 км/час.
Скорость вращения колес измеряется датчиками частоты вращения (два для передних колес и один для заднего моста). На базе поступающих от датчиков сигналов электронное управляющее устройство рассчитывает среднюю скорость движения машины, которая более или менее совпадает с фактической. Путем сравнения скорости вращения отдельного колеса со средней скоростью движения управляющее устройство быстро распознает возможный занос и определяет, какое из колес близко к блокированию.
Как только колесо показывает тенденцию к блокированию и давление в суппорте становится слишком высоко для того, чтобы колесо могло держать дорогу, управляющее устройство посылает сигнал в гидравлическую систему, и давление в суппорте снижается до определенного постоянного уровня. Это значит, что давление в суппорте не будет возрастать даже при дальнейшем нажатии на педаль тормоза. Если тенденция к блокированию колеса при этом не исчезнет, откроется выпускной клапан и давление жидкости понизится.
Если скорость колес возрастает за определенную величину, гидравлическая система увеличит давление в суппортах, которое, тем не менее, не сможет превысить давление в тормозной системе в целом.
При резком торможении этот процесс будет повторяться до тех пор, пока педаль тормоза не будет отпущена или пока скорость машины не снизится до очень малой величины (5-7 км/час).
Предохранительный выключатель электронного управляющего устройства обеспечивает самовыключение системы ABS при появлении каких-либо дефектов или если рабочее напряжение станет слишком низким (разряд аккумулятора до напряжений ниже 10,5 В). При этом при езде на щитке загорится контрольная лампа системы. Обычная тормозная система будет продолжать работать, однако при резком торможении блокировка колес уже не исключается.
Гидравлический блок состоит из заднего падающего насоса и трех электромагнитных клапанов (по одному на каждое из передних колес и один клапан — для заднего моста).
Набор давления: впускной клапан электромагнитного клапана открыт. Давление жидкости в суппорте может возрастать до величины, определяемой главным тормозным цилиндром.
Поддержание постоянного давления: впускной и выпускной клапаны электромагнитного клапана закрыты. Давление жидкости в суппорте не меняется даже при возрастании давления между главным цилиндром и электромагнитным клапаном.
Сброс давления: выпускной клапан электромагнитного клапана открыт. Тормозная жидкость через коллекторный блок оттекает в задний подающий насос, который перекачивает ее в главный цилиндр.
Насос необходим для того, чтобы тормозная жидкость не вытеснялась под давлением из главного цилиндра. Работа насоса ощутима по пульсации педали тормоза. На каждом из тормозных контуров предусмотрено по одному глушителю, убирающему шум от работающего насоса.
Если при езде загорается контрольная лампа системы ABS, это говорит о ее самовыключении.
Заглушить двигатель и снова завести его.
Проверить напряжение аккумулятора. Если оно ниже 10,5 В, аккумулятор подлежит подзарядке.
Примечание: Если контрольная лампа системы ABS загорается в самом начале движения, а затем гаснет, это говорит о том, что напряжение аккумулятора сначала было слишком низким, но затем повысилось за счет зарядки от генератора.
Поднять и подпереть машину, снять передние колеса. Проверить электропроводку на внешние повреждения.
Дальнейшая проверка антиблокировочной системы должна производиться в специализированной мастерской.