Топливный насос
Топливный насос подает топливо из топливного бака к форсункам и к пусковой форсунке и одновременно поддерживает давление в системе питания. Насос роторного типа с приводом от электродвигателя. В цилиндрическом корпусе вращается эксцентрично расположенный ротор. По окружности ротора расположены полукруглые пазы, в которых установлены металлические ролики. При вращении ротора ролики прижимаются к цилиндрической поверхности корпуса и выполняют функции уплотнения. Принцип действия насоса заключается в том, что при вращении ротора ролики образуют в зоне впускного клапана больший объем, а в зоне выпускного -меньший. На выпускном патрубке насоса установлен клапан ограничения давления и слива топлива, который предотвращает падение давления в системе при выключении двигателя. С другой стороны клапан ограничивает давление в пределах 3...4 атм. Система вентиляции в клапане предотвращает попадания воздуха в систему питания. Топливный насос расположен рядом с топливном баком (см. рис. 133). Производительность насоса при напряжении 12 В и частоте вращения 2500 об/мин. и давлении 2 атм. составляет 120 л/час.
Рис. 133. Детали топливного бака.
1 - кронштейн,
2 - гайка,
3 - шайба пружинная,
4 - буфер,
5 - шайба,
6 - винт с цилиндрической головкой,
7 - винт с цилиндрической головкой,
8 - хомут,
9 - угловой штуцер,
10 - кольцо уплотнительное,
11 - хомут,
12 - шланг топливный,
13 - фильтр топливный,
14 - топливной насос,
15 - гайка-зажим,
16 - распределительный бачок,
17 - хомут,
18 - шланг топливный,
19 - прокладка,
20 - труба,
21 - гайка,
22 - шайба,
23 - манжета резиновая,
24 - хомут,
25 - трубка вентиляционная,
26 - трубка резиновая,
27 - пробка топливного бака,
28 - прокладка,
29 - насадка резиновая,
30 - топливный бак,
31 - кольцо уплотнительное,
32 - полый болт с фильтром,
33 - шланг всасывающий,
34 - отвод топлива,
35 - шланг топливный,
36 - болт,
37 - шайба пружинная,
38 - шайба,
39 - планка усилительная.
Топливной фильтр
Топливный фильтр расположен в металлическом корпусе. На двух сторонах корпуса находятся соединительные патрубки. Фильтрующий элемент заменяется через 40 000 км пробега. При установке соблюдать направление потока топлива (стрелки на рис. 132).
Рис. 131. Разрез топливного насоса.
1 - клапан ограничения давления и обратный клапан,
S - выпускной патрубок,
D - выходной патрубок,
R - сливной патрубок.
Рис. 132. Топливный фильтр.
Регулятор давления
Давление топлива поддерживается с высокой точностью регулятором давления на уровне 2 атм. В металлическом корпусе расположена подпружиненная диафрагма. которая при превышении давления открывает перепускной канал и излишки топлива сливаются в топливный бак. На рис. 134 показан разрез регулятора.
Рис. 134. Регулятор давления.
1 - диафрагма.
Форсунки
Электромагнитные форсунки служат для дозирования и распыления топлива. Форсунка состоит из корпуса форсунки и подпружиненной дозировочной иглой с магнитным якорем. При включении электромагнита игла отходит от седла на 0.1 ... 6 мм, и топливо поступает через калиброванную кольцевую цель. При обесточивании обмотки игла под действием пружины опускается на седло. На переднем конце иглы сделан скос для распыления топлива. На рис. 135 показан разрез форсунки с описанными деталями.
Рис. 135. Форсунка.
1 - игла распылителя,
2 - магнитный якорь,
3 - обмотка магнита.
Электронный прибор управления
Электронный прибор управления расположен в стальном штампованном корпусе и состоит из управляемых транзисторов, диодов, резисторов и конденсаторов. Импульсный переключатель в распределителе зажигания открывает иглы в форсунках и одновременно электронный прибор управления в зависимости от режима работы двигателя определят продолжительность форсунок. Продолжительность впрыска топлива в первую очередь определяется давлением во впускном коллекторе. Кроме того, через соответствующие звенья она корректируется частотой вращения двигателя, температурой охлаждающей жидкости и температурой засасываемого воздуха. Учитывается режим движения при ускорении (обогащение смеси) и при замедлении (уменьшение подачи топлива).
Управление топливным насосом
После включения зажигания на 1 сек включается топливный насос и выключается, если не работает стартер или частота вращения двигателя не превышает 100 об/мин. Этим исключается попадание топлива в цилиндры неработающего двигателя при включенном зажигании.
Прибор управления корректирует также напряжение бортовой сети автомобиля для того, чтобы колебания напряжения не влияли на продолжительность впрыска топлива. Температурная погрешность прибора управления в диапазоне температур от -30°С до +70°С менее ±2%. Прибор управления расположен в кузове автомобиля на передней панели приборов ниже вещевого ящика.
Датчик давления во впускном коллекторе
Датчик давления расположен на брызговике над правым колесом и соединен с впускным коллектором коротким шлангом. В корпусе датчика расположены две соединенные друг с другом мембранные камеры, одна камера рабочая, другая через полый болт сообщается с атмосферой. При движении камер якорь перемещается относительно обмотки, изменяя ее индуктивность. Изменение индуктивности как функция давления во впускной трубе передается в прибор управления.
Якорь постоянно прижат к мембранным камерам пружиной. В штуцере датчика расположен дроссель-демпфер, который уменьшает колебания в системе из-за пульсации давления во впускном коллекторе. Дроссель установлен в предохранительном клапане с большим поперечным сечением. При резком открытии дросселей клапан обеспечивает быстрое срабатывание датчика на изменение давления. На рис. 136 показан разрез датчика.
Рис. 136. Датчик давления во впускном коллекторе с высотной корректировкой.
1 - корпус,
2 - рабочая мембранная камера,
3 - полый болт,
4 - мембранная камера корректировки высоты местности,
5 - обмотка,
6 - якорь,
7 - пружина,
8 - заглушка,
9 - предохранительный клапан с дросселем-демпфером,
10 - демпфер якоря.
Импульсный выключатель
На рис. 137 показан импульсный выключатель, управляющий открытием форсунок и началом впрыска.
Рис. 137. Распределитель зажигания с выносным импульсным выключателем (1).
В нижней части корпуса распределителя зажигания расположен выносной импульсный выключатель. Два расположенных под углом 180° контактных выключателя приводятся в действие от эксцентрика на валу распределителя зажигания. Каждый выключатель управляет работой группы форсунок. На рис. 138 показан разрез (вид сверху) распределителя зажигания с встроенным импульсным выключателем.
Рис. 138. Подвижные контактные выключатели.
Температурный датчик
Температурный датчик работает как сопротивление, величина которого меняется в зависимости от температуры, и расположен в защитном корпусе с хорошей теплопроводностью. Корпус выполнен в форме болта с шестигранной головкой. Датчики измеряют температуру охлаждающей жидкости и воздуха во впускном коллекторе, и через прибор управления регулируют подачу топлива в зависимости от этих параметров. На рис. 139 показаны температурные датчики.
Рис. 139. Температурные датчики.
1 - датчик температуры охлаждающей жидкости,
2 - датчик температуры воздуха во впускном коллекторе.
Форсунка холодного пуска
Форсунка холодного пуска расположена на впускном коллекторе и соединена с топливным трубопроводом. Форсунка управляется замком зажигания и температурно-временным выключателем, омываемым охлаждающей жидкостью. При пуске холодного двигателя с температурой ниже +35°С форсунка впрыскивает во впускной коллектор дополнительное количество тонко распыленного топлива. Температурно-временной выключатель ограничивает этот процесс температурой ниже +35°С, с уменьшением температуры время работы форсунки холодного пуска увеличивается и при -20°С достигает 12 сек. На рис. 140 показана форсунка холодного пуска. На рис. 141 показана схема включения форсунки.
Рис. 140. Форсунка холодного пуска.
1 - жиклер с нарезкой,
2 - обмотка магнита,
3 - якорь,
4 - прокладка.
Рис. 141. Схема включения форсунки холодного пуска.
1 - реле,
2 - форсунка холодного пуска,
3 - температурно-временной выключатель.
Клапан подачи дополнительного воздуха
Клапан подачи дополнительного воздуха включается при прогреве двигателя. Для преодоления внутреннего трения в двигателе необходим увеличенный расход топлива. Необходимый дополнительный воздух проходит через фильтр в моторном отсеке, через клапан управления в обход дросселя. Омываемый охлаждающей жидкостью термоэлемент в зависимости от температуры изменяет проходное сечение клапана и, соответственно, количество воздуха. Клапан полностью открыт ниже -20°С и при +65°С полностью закрывается. На рис. 143 показан разрез клапана подачи дополнительного воздуха.
Рис. 143. Клапан подачи дополнительного воздуха.
1 - термоэлемент,
2 - клапан.
Рис. 144. Дроссельный переключатель с контактами полной нагрузки.
1 - сегмент с круговыми контактами,
2 - ползун.
Он работает вместе с электронным выключателем частоты вращения, управляя подачей топлива при переменном режиме движения. Переключатель удлиняет продолжительность импульса и увеличивает продолжительность впрыска для того, чтобы компенсировать инерцию датчика давления. Шлифованные контакты скользят по сегменту с несколькими круговыми контактами, которые по мере необходимости изменяют импульс впрыска. Шлифованные контакты соединены с ползуном, с помощью которого только при ускорении происходит обогащение смеси. Ползун через двойные шлифованные контакты при полностью открытом дросселе обеспечивает состав смеси для режима полной нагрузки. При таком способе управления резкое увеличение впрыска топлива происходит за 5° поворота дросселя до положения максимального открытия.
Проверка давления в системе питания
Давление топлива в целях безопасности измеряется в кольцевом трубопроводе. Для этого отсоедините штекер от форсунки холодного пуска.
Клеммы форсунки холодного пуска на 20 сек соединены с клеммами плюс и минус аккумуляторной батареи.
Присоединить манометр к кольцевому топливопроводу. Проверить герметичность соединений топливопровода.
Запустить двигатель на частоте вращения холостого хода и измерить давление в кольцевом топливопроводе. Номинальная величина давления 2.0+0.1 атм.
Остановить двигатель. Давление должно быть около 1.7 атм. Через 5 мин. допустимо падение Давления до 1.5 атм. Если давление равномерно снизилось до 0, то необходимо проверить герметичность у форсунки холодного пуска
Включить зажигание и пережать топливный шланг на форсунке холодного пуска (см. рис. 146). Сохранение давления топлива является признаком негерметичности форсунки, и она подлежит замене.
Рис. 146. Проверка форсунки холодного пуска.
Проверка регулятора давления
Включить зажигание и после выключения топливного насоса пережать шланг слива топлива из регулятора. Сохранение давления топлива является признаком негерметичности регулятора давления и его необходимо заменить.
Проверить шариковый клапан на выходном штуцере топливного насоса.
Рис. 142. Схема включения прибора управления электронным впрыском топлива восьмицилиндрового двигателя (350 SE/450 SE).
1 - контактная планка прибора управления,
2 - датчик давления,
3 - импульсный выключатель в распределителе зажигания,
4 - температурный датчик охлаждающей жидкости,
5 - температурный датчик воздуха,
6 - дроссельный переключатель,
7 - форсунки,
8 - топливный насос,
9 - выключатель зажигания,
10 - основное реле,
11 - реле топливного насоса,
12 - штекерные соединения бортовой сети автомобиля,
а - к форсунке холодного пуска,
b - к термо-временному выключателю клемма W,
с - к термо-временному выключателю клемма G,
d - к реле холодного пуска клемма 87,
е - к реле холодного пуска клемма 85,
f - к реле холодного пуска клемма 86,
13 - аккумуляторная батарея.
Включить зажигание и после выключения топливного насоса пережать топливный шланг подвода топлива к демпферу. Сохранение давления является признаком необходимости замены топливного насоса.
Проверка форсунок
Снять форсунки с кольцевым топливопроводом. Освободить крепление и снять прибор управления под вещевым ящиком. Снять реле топливного насоса (стрелка на рис. 147) и перемкнуть наконечники 1 и 3. Топливный насос соединен с наконечником 1. Включить зажигание и топливной насос заработает при выключенном двигателе.
Рис. 147. Проверка форсунок.
Рис. 145. Схема включения прибора управления электронным впрыском топлива двигателя М110 (280 SE).
1 - контактная планка прибора управления,
2 - датчик давления,
3 - импульсный выключатель в распределителе зажигания,
4 - температурный датчик охлаждающей жидкости,
5 - температурный датчик воздуха,
6 -дроссельный переключатель,
7 - форсунка,
8 - топливный насос,
9 - выключатель зажигания,
10 - основное реле,
11 - реле топливного насоса,
12 - штекерное соединение бортовой сети автомобиля,
а - к форсунке холодного пуска,
b - к термо-временному выключателю клемма W,
с - к термо-временному выключателю клемма G,
d - к реле холодного пуска клемма 87,
е - к реле холодного пуска клемма 85,
f - к реле холодного пуска клемма 86,
13 - аккумуляторная батарея.
Двигатель пустить на частоте вращения холостого хода и винтом на регуляторе давления отрегулировать давление топлива 2.0+0.1 атм. (рис. 148). Если после поворота регулировочного винта изменение давления не отмечается, необходимо заменить регулятор давления. Перед снятием манометра необходимо, как уже указывалось, сбросить давление топлива.
Рис. 148. Регулировка регулятора давления.