Перед началом работы обратить внимание на следующие рекомендации:
При замене коромысел желательно заменить и распределительный вал.
Все коромысла перед разборкой пометить.
При замене можно ставить только коромысла, предназначенные для двигателей данной серии.
Перед разборкой головки цилиндров выполнить следующее:
- Отвернуть температурные и другие датчики.
- Снять коромысла клапанного механизма, поворачивая распределительный вал так, чтобы носик соответствующего кулачка располагался вертикально вверх.
Рис. 20. Разрез головки цилиндров. Зазор клапанного механизма измеряется между кулачком распределительного вала и коромыслом.
1 - опора резьбовая,
2 - болт регулировочный,
3 - толкатель.
Соответствующие клапана с пружинами при помощи съемника отжать вниз и вытащить сбоку коромысла (см. рис. 21).
Рис. 21. Снятие рычагов с использованием съемника клапанов.
Вывернуть свечи зажигания.
Отвернуть с головки цилиндров все прочие детали. Для демонтажа клапанов необходим съемник. При его использовании клапана снимаются до снятия распределительного вала, как показано на рис. 22. Сухари клапана снимаются щипцами.
При отсутствии съемника клапанов головку цилиндров располагают таким образом, чтобы под каждым клапаном находился упор, предотвращающий перемещение клапана. Затем на тарелку клапана поставить отрезок трубы меньшего диаметра, чем наружный диаметр тарелки клапана, и ударами молотка по трубе освободить сухари из канавки на стержне клапана, сухари будут находиться в трубе. Снять трубу и собрать сухари.
Рис. 22. Снятие пружин клапана при помощи съемника клапанов.
Снять тарелку пружин и пружины клапана. Внутренние и внешние пружины пометить. Не применять пружины с другими цветовыми метками.
С помощью съемника или щипцов снять маслоотражательные колпачки.
Извлечь клапана из направляющих втулок и надеть на клапана картонные бирки с обозначением порядкового номера. На рис. 23. показаны детали клапанного механизма.
Рис. 23. Клапанный механизм.
1 - толкатель,
2 - сухари,
3 - тарелка пружин,
4 - наружная пружина,
5 - внутренняя пружина,
6 - механизм поворота клапана,
7 - маслоотражательный колпачок,
8 - установочное кольцо,
9 - направляющая втулка впускного клапана,
10 - направляющая втулка выпускного клапана,
11 - впускной клапан,
12 - выпускной клапан,
13 - коромысло.
Все опоры подшипников распределительного вала отвернуть и вал снять.
Распределительные валы имеют по пять опорных шеек. Масло для смазки подшипников и кулачков распределительного вала поступает по каналу диаметром 10 мм от задней опоры подшипника.