Головку цилиндров снимать только на холодном двигателе.
Головка цилиндров для восьмицилиндровых двигателей имеет отличную конструкцию от головок цилиндров, выпущенных после 1978 года для тех же двигателей.
При повреждениях привалочной плоскости головки цилиндров ее можно профрезеровать.
Каждая головка цилиндров фиксируется на блоке цилиндров двумя установочными штифтами и крепится 18 болтами, по 6 болтов на каждый цилиндр.
Прокладка головки цилиндров 3.5 и 4.5 литровых двигателей отличаются друг от друга диаметром отверстия цилиндров. Кроме того, конструкция прокладок изменялась в течение года, поэтому при покупке прокладки обязательно указывайте номер двигателя.
В процессе эксплуатации подтягивание болтов крепления головки цилиндров не требуется.
Крепление головки цилиндров производится только на холодном двигателе.
Резьба болтов крепления головки цилиндров покрыта слоем никеля: во избежание повреждения резьбы в блоке при замене использовать только такие болты.
Для защиты резьбы рекомендуется использовать пасту "Helicoil".
Снятие и установку головки цилиндров можно выполнять на двигателе, установленном на автомобиле.
Капот автомобиля поставить в вертикальное положение как при снятии двигателя (см. рис. 9).
Отсоединить провода от аккумуляторной батареи.
Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения, отвернув сливные пробки с левой и правой стороны блока цилиндров (см. рис. 10 и 11).
Снять топливные трубки.
Отвернуть болты крепления выпускных трубопроводов на обоих головках цилиндров.
Повернуть коленчатый вал двигателя до ВМТ в 1-м цилиндре. При этом метка на торцевой стороне поверхности блока цилиндров и нулевая отметка на шкиве должны совпасть как показано на рис. 13.
Рис. 13. Положение ВМТ в двигателе.
В автомобилях с регулируемой подвеской колес отвернуть четыре болта крепления насоса гидросистемы подвески, снять насос вместе со шлангами и отвести в сторону. Снять детали привода гидросистемы.
Краской нанести метки на звездочки распределительных валов и цепь привода, даже если снимается только одна головка цилиндров (см. рис. 14).
Рис. 14. Нанесение меток на звездочки распределительных валов и цепь привода.
Отвернуть болт крепления звездочки на распределительном валу, удерживая распределительный вал в средней части от проворачивания ключом в средней части или между зубьями звездочки и цепью привода поставить стопор соответствующей формы. Болт крепления до конца не отворачивать.
Снять звездочку с распределительного вала, при необходимости, легкими ударами молотка с пластмассовой рабочей поверхностью, затем отвернуть болт крепления звездочки. Во избежание соскакивания цепи с других звездочек цепь закрепить.
При снятии левой головки цилиндров:
Снять насос рулевого усилителя и вместе с трубопроводами отложить в сторону.
Снять распределитель зажигания.
Снять внутренний успокоитель цепи привода с левой головки цилиндров (см. соответствующий раздел). Успокоитель снимать после снятия звездочки распределительного вала.
При снятии правой головки цилиндров:
Снять генератор вместе с деталями крепления. Для этого отвернуть четыре болта крепления кронштейна генератора (см. рис. 15) и болт и гайку крепления натяжителя генератора. Снять ремень привода генератора.
Рис. 15. Крепление генератора.
Снять натяжитель цепи.
Снять внутренний успокоитель цепи.
При снятии обеих головок цилиндров:
Отсоединить выпускную трубу от выпускных трубопроводов.
Ослабить болты крепления головки цилиндров в обратной последовательности, в показанном на рис. 16 порядке затягивания болтов крепления головки цилиндров. Обратить внимание на то, что для отворачивания и для затягивания болтов крепления головки цилиндров нужно использовать два разных ключа. Для отворачивания болтов крепления необходим ключ с 8 мм шестигранником и 52 мм удлинителем с шарниром.
Рис. 16. Порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров.
Рис. 17. Отворачивание болтов крепления головки цилиндров.
При отворачивании болтов крепления правой головки цилиндров сдвинуть к середине двигателя башмак натяжителя цепи привода.
Разъединить головку цилиндров и выпускной трубопровод.
Снять выпускной трубопровод со шпилек крепления и снять головку цилиндров, при необходимости, использовать молоток с пластмассовыми рабочими поверхностями.
Тщательно очистить привалочные плоскости головки и блока цилиндров.
При необходимости отремонтировать головку цилиндров, как описано в разделе 2.3.2. При установке головки цилиндров поставить новую прокладку, следуя нижеописанным указаниям.
Головки цилиндров 3.5 и 4.5 литровых двигателей отличаются друг от друга диаметром выпускного канала "А" и наружным диаметром седла выпускного канала "G", и поэтому не взаимозаменяемы. На рис. 18 показан разрез выпускного клапана с основными размерами.
При установке головки цилиндров соблюдать следующие указания:
Поставить новые прокладки. Они различны как для двигателей, так и для головок цилиндров. Прокладка левой головки цилиндров со стороны цепного привода имеет 3 отверстия, а прокладка правой головки цилиндров — 2.
Болты крепления головки цилиндров длиной 165 мм одновременно служат и для крепления корпусов подшипников распределительного вала (см. рис. 19).
Установить головку цилиндров (предварительно одев выпускной трубопровод на шпильки крепления) на два установочных штифта на блоке цилиндров.
Смазать резьбу болтов крепления головки цилиндров и завернуть болты. При замене болтов проверить соответствие их длины.
Затянуть болты крепления головки цилиндров в соответствии с порядком затяжки, показанном на рис. 16 при помощи ключа 116 589 001 300. Первоначальный момент затяжки 30 Нм.
Новые болты затянуть моментом 50 Нм.
Окончательную затяжку болтов крепления головки цилиндров произвести через 10 мин моментом 50 Нм.
Дальнейшие работы выполнять в обратной снятию последовательности. Установить выпускной трубопровод и полностью закрепить. Установить звездочку вместе с цепью привода на распределительный вал, обратив внимание на совпадение меток на звездочке и цепи. Затянуть болт крепления звездочки моментом 100 Нм, удерживая распределительный вал от проворачивания.
Рис. 18. Разрез головки цилиндров. Размеры "А" и "G" различны для двух двигателей. 1 — направляющая втулка клапана, 2 — клапан, 3 — седло клапана.
Рис. 19. Болты крепления головки цилиндров.
В автомобилях с регулируемой подвеской колес предварительно установить детали крепления гидросистемы подвески.
Указание: Последующая подтяжка болтов крепления головки цилиндров на теплом двигателе не требуется.