Капот автомобиля поставить в вертикальное положение как при снятии двигателя.
Отсоединить провода от аккумуляторной батареи.
Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения (раздел 5.1).
Снять воздушный фильтр.
В автомобилях с регулируемой подвеской колес отвернуть четыре болта крепления насоса гидросистемы подвески, снять насос вместе со шлангами и отвести в сторону. Снять детали привода насоса.
В автомобилях с кондиционером снять компрессор и вместе с трубопроводом отвести в сторону.
Снять две крышки на передней стороне корпуса распределительных валов.
Снять с головки цилиндров и впускного коллектора все детали, трубки, провода системы охлаждения, системы питания, электрооборудования и т.п.
Отсоединить тяги управления подачей топлива.
Отсоединить от головки цилиндров масляный трубопровод.
Отсоединить трубку указателя уровня масла в автоматической коробке и отвести в сторону.
Снять шланг, соединяющий корпус термостата и насос охлаждающей жидкости и шланг байпаса с насоса.
Отсоединить трубу выпуска газов от коллектора на двигателе и отсоединить крепление трубы на коробке передач. В автомобилях с карбюратором снять корпус подогревателя.
Снять коромысла как будет описано ниже.
Повернуть коленчатый вал двигателя до ВМТ в 1-м цилиндре и нанести метки на звездочки распределительных валов и цепь привода, при сборке эти метки должны быть совмещены. Для вращения коленчатого вала использовать торцевой ключ размером 27 с трещоткой, который нужно надеть на центральный болт крепления шкива. Недопустимо вращение цепного привода за болты крепления звездочек распределительного вала. Коленчатый вал всегда поворачивать в направлении вращения (по часовой стрелке).
Отвернуть показанную на рис. 56 пробку, закрывающую доступ к натяжителю цепи. Извлечь пружину и уплотнительное кольцо.
Рис. 56. Снятие натяжителя цепи
Отвернуть болт крепления звездочки распределительного вала, удерживая вал от проворачивания ключом соответствующего размера, установленным на кулачок в середине вала, как показано на рис. 57.
Рис. 57. Фиксация распределительного вала при отворачивании или затяжке болта крепления звездочки.
Снять успокоитель цепи из корпуса распределительного вала (см. ниже соответствующие рекомендации).
Сдвинуть распределительный вал назад и снять звездочку.
Отвернуть болты крепления головки цилиндров в обратной последовательности, показанной на рис. 58. Для отворачивания использовать торцевой ключ с удлинителем и рукояткой, обеспечивающей необходимое усилие.
Рис. 58. Порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров.
Болты М8 отвернуть шестигранником размером 6 мм. Для отворачивания использовать удлинитель. Для извлечения болтов использовать магнит.
Цепь привода вытянуть вверх и отжать башмак натяжителя цепи к оси двигателя.
Снять головку цилиндров. Для облегчения работы можно подвесить головку за грузозахватные петли на грузоподъемное устройство.
Тщательно очистить привалочные плоскости головки и блока цилиндров.
При необходимости отремонтировать головку цилиндров, как описано в разделе 3.3.2. При установке головки цилиндров поставить новую прокладку, следуя нижеописанным указаниям.
При установке головки цилиндров соблюдать следующие указания:
Поставить новую прокладку на два установочных штифта.
На прокладку положить две деревянные рейки размером 15x35x240. В передней стороне поставить рейку на узкую сторону, в задней на широкую.
Подвесить головку цилиндров за грузозахватные петли на грузоподъемном устройстве. При отсутствии грузоподъемного устройства установка головки цилиндров соответственно усложняется.
Положить головку цилиндров на рейки и завести в проем головки цепь привода и башмак натяжителя.
Приподнять переднюю сторону головки цилиндров, извлечь рейку в сторону выпускного коллектора и опустить головку в на установочный штифт.
Приподнять заднюю сторону головки цилиндров, извлечь рейку в стороны выпускного коллектора и опустить головку на установочный штифт.
Смазать болты крепления головки цилиндров моторным маслом.
Завернуть болты крепления и затянуть предварительным моментом 40 Нм в последовательности, указанной на рис. 58.
Новые болты затягиваются в той же последовательности, но моментом 90 Нм. Выдержать паузу в 10 мин.
Поставить три болта с внутренним шестигранником и затянуть моментом 25 Нм.
Произвести окончательную затяжку болтов крепления головки цилиндров в той же последовательности моментом 90 Нм.
Проверить легкость вращения распределительных валов.
Надеть верхнюю звездочку на цепь, смазать ось звездочки, вставить ось в звездочку и при помощи молотка запрессовать ось в головку цилиндров до упора.
Звездочку вместе с дистанционным кольцом одеть на распределительный вал впускных клапанов. Смазать опорную втулку и вставить в подшипник. На рис. 59 показан разрез распределительного вала впускных клапанов с вышеуказанными деталями.
Рис. 59. Разрез распределительного вала впускных клапанов.
1 - болт крепления,
2 - тарельчатые шайбы,
3 - опорная втулка,
4 - подшипник,
5 - кольцо дистанционное,
6 - звездочка распределительного вала,
7 - шпонка,
8 - распределительный вал,
9 - корпус распределительных валов.
Звездочку с цепью привода одеть на распределительный вал выпускных клапанов. Смазать опорную втулку и вставить в подшипник. На рис. 60 показан разрез распределительного вала выпускных клапанов с вышеуказанными деталями.
Рис. 60. Разрез распределительного вала выпускных клапанов.
1 - болт крепления,
2 - тарельчатая шайба,
3 - опорная втулка,
4 - подшипник,
5 - звездочка распределительного вала,
6 - шпонка,
7 - распределительный вал,
8 - корпус распределительных валов.
Завернуть болты крепления звездочек вместе с шайбами, но не затягивать.
Проверить совмещение меток на звездочках распределительных валов и цепи привода.
Повернуть коленчатый вал до ВМТ поршня первого цилиндра, проверить совмещение меток на распределительных валах и их корпусе , как показано на рис. 61, на наружной поверхности демпфера обозначение "00" должно располагаться под штифтом-указателем ВМТ.
Установить успокоитель цепи в корпус распределительных валов, не допуская соскакивания цепи с зубьев звездочки.
Завернуть натяжитель цепи и затянуть от руки пробку.
Рис. 61. Метки на распределительном валу и корпусе.
Вращением за болт крепления шкива коленчатого вала установить момент зажигания, соответствующий обозначению "00".
После ремонта головки цилиндров или корпуса распределительных валов проверить фазы газораспределения.
Затянуть болты крепления звездочек распределительных валов моментом 80 Нм, удерживая валы от проворачивания вышеуказанным способом. Установить детали привода насоса гидросистемы регулируемой подвески колес и насос.
Установить коромысла клапанов.
Закрепить натяжитель цепи. Требуемое натяжение цепи привода обеспечивается совместным действием пружины натяжителя и давлением масла в системе смазки. Клапан ограничителя давления и обратный клапан поддерживают в процессе работы постоянное давление в натяжителе цепи, независящее от давления в системе смазки.
Отрегулировать зазоры в клапанном механизме (раздел 3.12).
Все остальные работы выполнить в обратной последовательности. Для автомобилей, эксплуатируемых в Швейцарии, дополнительно отрегулировать состав выпускных газов.
Отрегулировать натяжение ремней привода агрегатов (раздел 4.3.2).
Регулировка зазоров в клапанном механизме или дополнительная подтяжка болтов крепления головки цилиндров на теплом двигателе не требуется.