Если отклонения от табличных данных отмечены хотя бы в одном цилиндре, необходимо расточить все цилиндры. Допустимое отклонение от номинального значения не более 0.05 мм. В продажу поступают поршни двух увеличенных размеров (на 0.5 мм и 1 мм). Для определения размера цилиндра необходимо определить диаметр поршня, который измеряется по поясу, расположенному на 10 мм выше нижней кромки юбки поршня, к этому размеру необходимо прибавить величину 0.02...0.03 мм зазора между цилиндром и поршнем. Кроме того, надо учесть припуск 0.05 мм на неравномерность обработки по высоте цилиндра. Определить по результатам вышеописанных измерений зазор между поршнем и цилиндром. Если результат измерения превышает 0.08 мм цилиндр необходимо растачивать, т.к. его размеры находятся на границе допустимого износа.
Проверка поршней и шатунов
Осмотреть все детали, при наличии забоин, царапин или износа детали необходимо заменить.
Щупом измерить зазоры между поршневыми кольцами и соответствующими канавками поршня, как показано на рис. 66. Сравнить полученные результаты с данными в таблицах. Увеличенные зазоры указывают на износ или поршневого кольца или поршня.
Рис. 66. Измерение зазора между поршневыми кольцами и канавками в поршне. Канавки тщательно очистить.
Установить кольцо в нижнем поясе цилиндра на расстоянии 20 мм от нижней кромки и щупом измерить зазор в замке поршневого кольца ("А" рис. 67). Сравнить размер с данными в таблицах.
Рис. 67. Измерение зазора в замке поршневого кольца (А) в нижнем поясе цилиндра.
При незначительном зазоре (например, при использовании новых колец, которые так же нужно измерить) его можно довести до требуемой величины опиливанием торцов замка. Для этого напильник зажать в тиски и перемещать торцы замка по поверхности напильника (см. рис. 68). При увеличенном зазоре кольцо необходимо заменить.
Рис. 68. Увеличение зазора в замке кольца.
Проверить поршневые пальцы и верхние головки шатунов на износ и отсутствие повреждений. Если бракуется один из шатунов, его можно заменить отдельно.
Шатун, у которого произошел перегрев головки (налет синего цвета), к дальнейшей эксплуатации не пригоден. Втулка верхней головки нового шатуна развертывается. При повторном использовании болтов крепления крышки шатуна необходимо измерить диаметр болта в узкой части штангенциркулем (см. рис. 29). Если размер меньше 8.0 мм, то болт необходимо заменить, как описано ниже. Перед заменой необходимо выполнить еще одну проверку. Надеть крышку нижней головки шатуна на болт крепления и развернуть по отношению к шатуну на 180°, как показано на рис. 30. Шатун и крышку расположить горизонтально. Если под действием собственного веса крышка падает вниз, болт нужно заменить. Для замены болтов необходимо выполнить следующее:
Выпрессовать из нижней головки шатуна старые болты.
Поставить шатун разъемной поверхностью на стальную плиту с отверстием большим диаметра болта и запрессовать поочередно новые болты крепления.
С помощью приспособления проверить шатун на скручивание и изгиб.
Поставить крышку на шатун и затянуть гайки крепления моментом 40...50 Нм. Из этого положения гайки повернуть еще на четверть оборота.
Установить шатун в сборе в тиски и нутромером измерить диаметр нижней головки, как показано на рис. 31. Если размер превышает 51.62 мм или выявлена некруглость отверстия, поверхность крышки шатуна можно притереть на разметочной плите, слой снимаемого металла не должен превышать 0.02 мм.
При повреждении или изменении размеров втулки в верхней головке шатуна, ее можно выпрессовать и запрессовать новую втулку. Втулка разворачивается в размер 23.007...23.013 мм, что обеспечивает требуемый зазор между пальцем и верхней головкой шатуна.
Измерение зазоров в шатунных подшипниках
Эти работы выполняются совместно с коренными подшипниками (раздел 3.6.2).