Рис. 101. Разрез верхнего корпуса масляного фильтра.
1 - верхний корпус масляного фильтра,
2 - пробка термостата,
3 - обратный клапан,
4 - клапан,
5 - термостат,
6 - пружина клапана,
а - из масляного насоса,
в - к нижнему корпусу фильтра,
с - к коренным подшипникам,
d - к масляному радиатору,
е - из масляного радиатора к нижнему корпусу фильтра.
Из верхнего корпуса масло проходит через бумажный фильтрующий элемент в нижнем корпусе.
Схема системы смазки восьмицилиндрового двигателя показана на рис. 103.
Схема системы смазки шестицилиндрового двигателя показана на рис. 102. Привод шестеренного насоса системы смазки от промежуточного вала. Масло к насосу поступает через эластичный патрубок и сетку в маслоприемнике. Эластичный патрубок позволяет устанавливать на двигатели масляные картера различной конструкции.
Из шестеренчатого насоса масло под давлением поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и по каналам в коленчатом валу к шатунным подшипникам. Часть масла поступает к подшипникам распределительных валов и обеспечивает смазку всех деталей клапанного механизма. Зеркало цилиндров, поршни и поршневые пальцы смазываются разбрызгиванием.
В блоке цилиндров расположен редукционный клапан, а в шестицилиндровых двигателях дополнительно еще и в корпусе масляного насоса.
В шестицилиндровых двигателях масляный фильтр расположен слева и в восьмицилиндровых двигателях справа в нижней части блока цилиндров.