Рис. 108. Схема охлаждения шестицилиндрового двигателя.
1 - от двигателя к радиатору,
2 - от радиатора к термостату,
3 - байпас,
4 - от распределительного бачка к радиатору,
5 - газоотводной трубопровод,
6 - сливной шланг,
7 - от головки цилиндров (впускной коллектор слева),
8 - от отопителя кузова,
9 - отопитель кузова.
Рис. 109. Схема системы охлаждения восьмицилиндровых двигателей.
1 - подогреватель, пусковая автоматика,
2 - пробка радиатора,
3 - термостат,
4 - радиатор,
5 - насос охлаждающей жидкости,
6 - датчик указателя температуры,
7 - карбюратор,
8 - головка цилиндров,
9 - блок цилиндров,
10 - кран отопителя кузова,
11 - отопитель кузова.
Насос охлаждающей жидкости установлен на блоке цилиндров и уплотняется сальником. Система охлаждения закрытая, что повышает температуру кипения воды до +118°С. При применении антифриза с температурой замерзания -30°С, температура кипения повышается до +125°С. При движении с полной нагрузкой, в горных условиях, в колонне, на автострадах с затяжными подъемами или в области с высокой температуре окружающего воздуха указатель температуры охлаждающей жидкости может подходить к красной метке, не оказывая вредного воздействия на работу двигателя. При движении на затяжных спусках в автомобилях с автоматической коробкой передач можно рычаг управления коробкой передач ставить в положение N для лучшего охлаждения масла в коробке передач. Электромагнитная муфта вентилятора включается и выключается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Вентилятор включается при температуре выше +100°С и выключается при +95°С.