Для обеспечения долговечности и работоспособности аккумуляторной батареи периодически выполнять следующие работы:
Содержать аккумуляторную батарею и соединительные провода в чистоте. Верхняя часть батареи всегда должна быть сухой во избежание возникновения токов утечки в элементах батареи, приводящих к разряду.
Аккумуляторная батарея всегда должна быть заполнена электролитом на уровне метки в нижней части корпуса. Для восстановления уровня электролита доливать только дистиллированную воду.
В холодное время года не оставлять батарею в разряженном состоянии, т.к. это может привести к замерзанию электролита. Электролит в разряженной батареи замерзает при более высокой температуре, чем в заряженной.
Проверка аккумуляторной батареи
Уровень электролита
Аккумуляторная батарея заполнена электролитом из смеси серной кислоты и дистиллированной воды. В связи с испарением воды периодически необходимо проверять уровень электролита и, при необходимости, доливать в батарею дистиллированную воду. При доливе отвернуть пробки отсеков батареи и по метки залить дистиллированную воду.
Плотность электролита
Для проверки плотности электролита необходим денсиметр. Отвернуть пробку и опустить в отсек наконечник денсиметра (см. рис. 264). Резиновой грушей засосать электролит в денсиметр до всплытия поплавка, считать показания плотности на поплавке. Плотность 1.28 соответствует плотности заряженной батареи, плотность 1.12 — батарея полностью разряжена. Промежуточные величины плотности характеризуют степень зараженности аккумуляторной батареи.
Рис. 264. Проверка плотности электролита в аккумуляторной батареи.
1 - денсиметр,
2 - метка уровня электролита.
Заряд аккумуляторной батареи
В очень разряженную батарею дистиллированную воду доливать после заряда. При заряде повышается плотность электролита и батарея может "закипеть". Первоначальный ток заряда электролита не должен превышать 10% емкости (5.5 А или 6.5 А). В процессе заряда ток автоматически понижается. Аккумуляторная батарея полностью заряжена, если в течение двух часов в процессе заряда плотность электролита не изменяется.
При заряде пробки должны быть вывернуть для облегчения прохождения выделяющихся в процессе заряда кислорода и водорода и образующуюся из их смеси гремучего газа. При интенсивном заряде возможно разбрызгивание электролита, поэтому необходимо соблюдать меры безопасности. Ни в коем случае не подносить к отверстиям в батарее открытое пламя.
При использовании для заряда обычного зарядного устройства провода от аккумуляторной батареи можно не отсоединять. При использовании зарядного устройства с ускоренным процессом заряда провода необходимо отсоединить от батареи во избежание повреждения диодов в генераторе, электронных приборов, радио и т.п.
Снятие и установка
Аккумуляторная батарея закреплена на кронштейне в моторном отсеке с левой стороны. Перед снятием батареи отсоединить провода, первым всегда отсоединяют минусовый провод. Для отворачивания гаек крепления батареи необходим торцевой ключ с удлинителем.
При установке аккумуляторной батареи очистить клеммы и смазать. Поставить и закрепить плюсовый провод.
Пуск двигателя при разряженной аккумуляторной батарее
Наиболее просто использовать провода большого сечения для подключения к аккумуляторной батареи другого автомобиля. Медные провода дороги, алюминиевые провода дешевле, но сильно нагреваются, что может привести к повреждению изоляции, а при снятии проводов можно обжечь пальцы. Сначала проводом соединяют плюсовые клеммы аккумуляторных батарей, а затем соединяют минусовые клеммы. На втором автомобиле пустить двигатель и увеличить частоту вращения для обеспечения работы генератора.
Другими известными способами пуска двигателя при разряженной батарее являются буксировка вторым автомобилем или разгон автомобиля усилием нескольких человек.