При нагнетании воздуха поршни создают сильное разрежение, которое при открытых впускных клапанах вызывает движение воздуха в системе всасывания. Если впускные клапаны внезапно закрываются, то воздух «спружинивает» назад — в трубопроводе всасывания возникает колебание. Его частота зависит от длины трубопровода всасывания, числа оборотов двигателя и фаз газораспределения двигателя. Если колебания входят в резонанс, достигается определенный эффект нагнетания. При помощи заслонок можно создавать условия резонанса в широком диапазоне оборотов.
1. При числе оборотов до 2550 мин-1 обе заслонки закрыты, объем воздуха в системе всасывания может колебаться на участке до клапана управления давлением.
Рис. 4.74. Впускной коллектор изменяемой длины модели Е300 Diesel: 1, 2 – заслонки; 3 – впускная система; 4 – впускной коллектор
2. От 2550 до 3350 мин-1 открывается заслонка 1 (рис. 4.74), колебания прекращаются на заслонке 1.
3. При числе оборотов более 3350 мин-1 открываются заслонки 1 и 2, колебания доходят до впускного коллектора.
Эти переключения используются только в режиме полной нагрузки двигателя. Чтобы при частичной нагрузке добиться низкого потребления топлива и чистого сгорания, необходимы другие комбинации частот объемов воздуха и числа оборотов. Поэтому к расчетному моменту времени электронное управление активирует как управляющий клапан, так и возврат отработавших газов.