Головка блока цилиндров
1 – головка блока цилиндров; 2 – крышка подшипника распределительного вала; 3 – трубка подачи масла; 4 – прокладка головки блока цилиндров; 5 – крышка головки блока цилиндров; 6 – перегородка; 7 – прокладка крышки головки блока цилиндров; 8 – направляющая клапана; 9 – седло клапана; 10 – технологическая заглушка; 11 – шпилька
Отвинчиваение болтов крепления головки блока цилиндров
Снятие
Головка блока цилиндров снимается на холодном двигателе вместе с впускным и выпускным коллекторами.
Расположение болтов крепления впускного коллектора на двигателях с системой впрыска топлива
Снятие шланга подачи охлаждающей жидкости со штуцера в задней части головки блока цилиндров
Отсоединение электрического разъема от датчика температуры охлаждающей жидкости
Расположение болтов крепления крышки приводной цепи к головке блока цилиндров
1. Снимите провод массы с аккумулятора.
2. Откройте и установите капот в вертикальное положение.
3. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
4. Снимите воздушный фильтр.
5. Снимите звездочку распределительного вала и верхний успокоитель цепи.
6. Снимите вспомогательный приводной ремень.
7. Отсоедините приемную выхлопную трубу от выпускного коллектора.
8. Отвинтите гайки, крепящие трубу для щупа измерения уровня масла к выпускному коллектору.
9. Снимите трос акселератора с рычага дроссельной заслонки.
10. Отвинтите стойку от впускного коллектора. На двигателях с карбюратором отвинтите болт, крепящий стойку к коллектору. На двигателях с системой впрыска топлива отвинтите два болта и снимите возвратную пружину дроссельной заслонки (см. рис. Расположение болтов крепления впускного коллектора на двигателях с системой впрыска топлива).
11. Ослабьте хомут и снимите шланг подачи охлаждающей жидкости к отопителю со штуцера в задней части головки блока цилиндров (см. рис. Снятие шланга подачи охлаждающей жидкости со штуцера в задней части головки блока цилиндров).
12. Отсоедините электрический разъем от датчика угла поворота коленчатого вала и левый четырехконтактный разъем от блока управления зажиганием.
13. Отвинтите гайку и отсоедините провод от зажима на креплении диагностического разъема.
14. Отвинтите диагностический разъем, затем отсоедините разъем серого цвета от задней части гнезда.
15. Отсоедините электрические разъемы от датчиков расположенных на головке блока цилиндров и впускном коллекторе (см. рис. Отсоединение электрического разъема от датчика температуры охлаждающей жидкости).
16. Отсоедините вакуумные шланги от головки блока цилиндров и впускного коллектора.
17. Снимите вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов со штуцера впускного коллектора.
18. На моделях с системой впрыска топлива снимите давление в топливной магистрали.
19. Отсоедините подающие и возвратные топливные шланги от карбюратора или регулятора давления топлива. Закройте концы шлангов соответствующими пробками.
20. На моделях с системой кондиционирования воздуха отвинтите кронштейн трубы кондиционера от головки блока цилиндров.
21. Снимите генератор.
22. Отвинтите три верхних болта, крепящих крышку приводной цепи к головке блока цилиндров (см. рис. Расположение болтов крепления крышки приводной цепи к головке блока цилиндров).
23. Проверьте, что все провода и шланги отсоединены от головки блока цилиндров.
24. Работая в последовательности, обратной затягиванию (см. рис. Последовательность затягивания болтов головки блока цилиндров), ослабьте болты крепления головки блока цилиндров на 1/3 оборота за каждый проход до полного отвинчивания болтов.
25. Снимите головку блока цилиндров с блока цилиндров.
26. Снимите прокладку головки блока цилиндров.
Подготовка головки к установке
Измерение длины болта крепления головки блока цилиндров
Максимально допустимая длина болта равна 122,0 мм.
1. Сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый пластиковый или деревянный скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Проверьте, чтобы нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к компонентам двигателя. При необходимости очистите каналы, проверьте сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров на наличие зарубок, глубоких царапин и других повреждений. Если дефекты небольшие, они могут быть удалены механической обработкой. При значительных дефектах детали подлежат замене.
2. Используя металлическую линейку и щуп, проверьте плоскостность сопрягаемых поверхностей.
3. Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров. Завинчивание болта в заполненные маслом отверстия может разорвать блок из-за гидравлического давления.
4. Измерьте длину болтов от основания головки (см. рисунок). Если длина болта превышает допустимые пределы, замените все болты в комплекте.
Установка
Внимание! При установке головки блока цилиндров необходимо использовать новую прокладку. Извлекайте прокладку из герметичной упаковки непосредственно перед установкой на блок цилиндров.
Последовательность затягивания болтов головки блока цилиндров
1. Установите на головку блока цилиндров коллекторы.
2. Проверьте, что установочные метки коленчатого и распределительного валов совмещены с указателями.
3. Проверьте, что новая прокладка головки блока цилиндров имеет тот же самый тип, что и оригинал и что маркировка ТОР или OBEN направлена вверх. Установите прокладку головки блока цилиндров на направляющие штифты на блок цилиндров.
4. Установите головку блока цилиндров на направляющие штифты.
5. Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и основание головки болтов. Вставьте болты в головку блока цилиндров и затяните их от руки на этой стадии.
6. Постепенно и последовательно затяните все болты крепления головки блока цилиндров требуемым моментом и в несколько этапов в последовательности, показанной на рисунке.
7. Завинтите три болта крепления верхней части крышки приводной цепи к головке блока цилиндров.
8. Установите генератор.
9. При наличии установите кронштейн трубы системы кондиционирования воздуха на головку блока цилиндров.
10. Подсоедините подающие и возвратные топливные шланги.
11. Подсоедините вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов к штуцеру впускного коллектора.
12. Подсоедините к головке блока цилиндров все ранее снятые шланги и электрические разъемы.
13. Подсоедините к задней части головки блока цилиндров шланг подачи охлаждающей жидкости к отопителю.
14. Установите стойку крепления на впускной коллектор.
15. Подсоедините и, при необходимости, отрегулируйте трос акселератора к рычагу дроссельной заслонки.
16. Привинтите трубу для щупа измерения уровня масла.
17. Соедините приемную выхлопную трубу с выпускным коллектором.
18. Установите вспомогательный приводной ремень.
19. Установите верхний успокоитель цепи и звездочку распределительного вала.
20. Установите воздушный фильтр.
21. Залейте в систему охлаждения охлаждающую жидкость.
22. Подсоедините провод массы аккумулятора.